Контрольная работа: Г. Сковорода: философия, личность, жизненный путь и произведения. Жизненный путь сковороды


1. Путь Григория Сковороды в Философию. Философские взгляды Григория Сковороды

Похожие главы из других работ:

Г. Сковорода: философия, личность, жизненный путь и произведения

1. Жизненный путь Г.С. Сковороды. Личность украинского философа

Украинский философ Г.С. Сковорода был настолько незаурядной и разносторонней личностью, что просвещенные украинцы называли его «своим Пифагором», «украинским Сократом», «степным Ломоносовым». Странствуя тридцать лет по дорогам Украины...

Г. Сковорода: философия, личность, жизненный путь и произведения

2. Содержание философского учения Г. Сковороды

В годы странствий расцвело философское творчество Сковороды, - именно в этот период написаны все его диалоги. Он был настоящим философом, причем, приступившим к изложению своей системы впервые после 40 лет. Система эта, в общем...

Моральный нигелизм Ницше и его влияние на философию ХХ века

3. Влияние нигилизма Ницше на философию ЧЧ в.

Ницше ненавидит и презирает идеалы христианства, прежде всего за то, что они являются порождением «стадной» морали, морали слабых. (Христианство в целом для Ницше -- вид декаданса). Но точно так, же он отрицает и идеалы социализма...

Проблема влияния патристики на становление и развитие восточной культуры

2.3 Философия Григория Нисского

Весомый вклад в развитие христианской философии внес и младший брат Василия Великого -- Григорий Нисский. Особое значение каппадокийские Отцы Церкви придавали обоснованию догмата Святой Троицы. Григорий Нисский...

Рационалистическая философия Рене Декарта

КАРТЕЗИАНСТВО. ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ ДЕКАРТА НА НАУКУ И ФИЛОСОФИЮ XVII--XIX ВЕКОВ

Учение Декарта быстро распространилось и приобрело многочисленных приверженцев не только во Франции и Голландии, но и в Англии, Германии, Италии...

Русская религиозная философия XIX – XX веков

2.1 Эстетика природы питает философию искусства

Своё понимание и значение искусства В.С. Соловьёв раскрывает, прежде всего, в работах «Красота в природе» и «Общий смысл искусства». «Эстетика природы, - считает В.С. Соловьёв, - даёт «необходимые основания для философии искусства». Он пишет: «Ясно...

Русская философия XVIII века

3. Философия Г.С. Сковороды

Среди философов XVIII века одним из выдающихся является выходец из Украины Григорий Саввич Сковорода (1722--1794). Большинство исследователей считает Г.С. Сковороду родоначальником русской философии (В.В...

Сущность философии

Для чего нужно изучать философию?

1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т.д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем...

Философия древней медицины

IX. СТРЕМЛЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ВРАЧЕЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ФИЛОСОФИЮ, ОТЫСКАТЬ ЕДИНУЮ СУБСТАНЦИЮ БОЛЕЗНЕЙ

Древнегреческие врачи, ориентированные на философию, стремились отыскать единую субстанцию болезней, универсальный детерминирующий фактор. Варнке справедливо отмечает: «Врачам ясно...

Философия Френсиса Бэкона

§ 4 Учение о методе и его влияние на философию XVII в.

Философия XVII столетия, видела главную свою задачу в разложении, раздроблении природы, обособлении, отдельном изучении конкретных тел и процессов, а также в раздельном описании и анализе внешнего облика телесной, материальной природы...

Философская система Френсиса Бэкона

§ 4 Учение о методе и его влияние на философию XVII в.

Философия XVII столетия, видела главную свою задачу в разложении, раздроблении природы, обособлении, отдельном изучении конкретных тел и процессов, а также в раздельном описании и анализе внешнего облика телесной, материальной природы...

Философские взгляды Григория Сковороды

2. Философская Система Сковороды

"Мир ловил меня, но не поймал" Г.С. Сковорода Формально философская система Сковороды заключается в одной строке. Основа этой системы заключается в существовании "двух натур" и "трех миров"...

Философские взгляды Григория Сковороды

3. Связь философского наследства Сковороды с современностью

В философском учении Сковороды самым сильным и ярким для современности является тезис о счастье человека и человечестве в целом. У Сковороды понимание счастья имеет более глубокие корни...

Философы о сущности человека

Введение в философию

Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, и прежде всего от молодежи, совершенствования...

Что такое философия и зачем она

5. Как я вижу философию

Все мы когда-нибудь в своей жизни неосознанно задаемся философскими вопросами, пытаемся найти ответ, рассуждаем. Но этот факт не может говорить о том, что все люди - философы...

fil.bobrodobro.ru

1. Жизненный путь Г.С. Сковороды. Личность украинского философа. Г. Сковорода: философия, личность, жизненный путь и произведения

Похожие главы из других работ:

Г. Сковорода: философия, личность, жизненный путь и произведения

2. Содержание философского учения Г. Сковороды

В годы странствий расцвело философское творчество Сковороды, - именно в этот период написаны все его диалоги. Он был настоящим философом, причем, приступившим к изложению своей системы впервые после 40 лет. Система эта, в общем...

Г. Сковорода: философия, личность, жизненный путь и произведения

3. Труды Г.С. Сковороды

Первыми богословско-философскими сочинениями Сковороды были трактаты «Наркис, разглагол о том: узнай себе» и «Асхань, или Симфония о познании себя самого»; они посвящены вопросу о самопознании...

Гераклит Эфесский

1. Жизненный путь Гераклита Эфесского

Жизнь Гераклита, рожденного в соседнем с Милетом полисе Эфесе, нам практически неизвестна. Жил он в середине VI- начале V вв. до нашей эры. Его акмэ (сорокалетие) приходится на 504-501 гг. Судя по упоминаниям...

Жизнь и личность Платона

1. Жизненный путь Платона и формирование его философских взглядов

Существует легенда о рождении Платона от Аполлона, одного из греческих богов. В средневековой литературе его еще называют «божественным Платоном». До 20 лет получил образование. После чего становится учеником Сократа. У него он учился 8 лет...

Ильин И.А. о смысле жизни

2. Жизненный и творческий путь И.А. Ильина

Иван Александрович Ильин выдающийся русский философ, православный мыслитель, литературный критик, правовед родился 28 марта 1883 года в потомственной дворянской семье...

Организация "идеального государства" по Платону

1. Жизненный путь Платона и его произведения

Платон родился в Афинах в 428 или 427 до н.э. и умер там же в возрасте 80 или 81 года. Настоящее имя Платона было Аристокл. Прозвище Платон (Широкоплечий) было ему дано в молодости за мощное телосложение. Его отец Аристон (умерший...

Платон

1. Жизненный путь Платона и его произведения

Платон родился в Афинах в 428 или 427 до н.э. и умер там же в возрасте 80 или 81 года. Настоящее имя Платона было Аристокл. Прозвище Платон (Широкоплечий) было ему дано в молодости за мощное телосложение. Его отец Аристон (умерший...

Проблема смысла жизни в философии

2.1 Судьба и жизненный путь

Свои попытки отличить возможное от невозможного, желаемое от действительного, вероятное от неизбежного человек воплотил в образе судьбы. Жизнь человека - это материал, в который судьба воплощает свои веления, это «эмпирия судьбы»...

Смысл жизни и судьба человека

3.1 Судьба и жизненный путь

Попытки отличить возможное от невозможного, желаемое от действительного, вероятное от неизбежного были воплощены человеком в образе судьбы. Жизнь человека - это материал, в который судьба воплощает свои веления. Способ действия судьбы...

Философия всеединства В.С. Соловьева

1 Жизненный путь и философское становление

В.С. Соловьев родился в Москве в семье известного историка, профессора Московского университета Сергея Михайловича Соловьева, отец которого был духовного звания. По матери он происходил из старинного украинского рода...

Философия как образ жизни

2. Личность философа

Философия, собственно, и начинается как интеллектуальное усилие, преодолевающее точку зрения повседневности, жизненного интереса, пользы. Философия ставит задачу познать меру сущего, то есть познать мир, каков он сам по себе, по истине...

Философия С. Л. Франка

1. Жизненный путь и формирование взглядов

Семен Людвигович Франк (1877--1950) - религиозный философ и общественный деятель. Родился в семье еврея-врача. В 1887г. поступил в гимназию при Лазаревском институте восточных языков. В 1892г. переехал с семьей в Нижний Новгород. В 1894г. окончил гимназию...

Философия Спинозы

1. Жизненный путь

Спиноза, Бенедикт (1632-1677 гг. жизни), великий голландский философ, один из крупнейших рационалистов 17 в. Родился в Амстердаме 24 ноября 1632. Родители Б. Спинозы были еврейскими эмигрантами, переселившимися из Португалии...

Философские взгляды Григория Сковороды

1. Путь Григория Сковороды в Философию

Путь Г.С. Сковороды в философию был длинным. Из прожитых 72-х лет он отдал философской работе лишь последние 25 лет своей жизни. Только в 70-80-х годах XVIII ст. он начал создавать свои философские диалоги, трактаты, притчи и, странствуя по Украине...

Философские труды Френсиса Бэкона

1. Жизненный путь и его этапы

...

fil.bobrodobro.ru

Жизненный и творческий путь Григория Сковороды - реферат по украинской литературе - украинская литература

Есть и сейчас на Полтавщине над рекой Многою село Чернухи, а в нем незаселенная участок, которую зовут усадьбой Сковороды. Именно здесь стоял дом Саввы и Пелагеи Сковород - малоземельных крестьян из казаков. В той хате 3 декабря 1722 г. увидел свет их первенец Григорий. Родители его честностью и правдивостью, гостеприимством и трудолюбием славились на всю округу. Подросши, Гриша любил сидеть от ивой, что купала в Мнози свои зеленые ветви, и играть на флейте, подаренной старым кобзарем. Пасет гусей и играет, забывая обо всем на свете. В игре можно узнать то повел ветра или шемрання осоки, то ґелґотання гусей или плеск рыбы. Какие звуки уловит ухо, то и воспроизводит Гриша на милой сердцу сопілоньці. Всю душу парень в игру вкладывал. И любознательным был. Все, было, мать спрашивает: «Как засыпают поля? Чего солнце ежедневно за грушу прячется? А где окажешься, если идти прямо-прямо и никуда не сворачивать?» Когда же папа работал возле дома, Гриша пытался помочь - с детства приучался к труду. Очевидно, именно из семьи он вынес убеждение: «Кто труда не перейдет, и к добру тот не придет».

Однажды папа повел сына в науку к дьяку. В холщовой сумке малыша - ломоть ржаного хлеба, а в душе - любопытство: что это за наука в той школе?

У дьяка-скрипача Гриша был на привилегированном положении, потому что тот обнаружил у парня необыкновенной красоты голос, научил нотной грамоты, поставил первым певцом в церковном хоре, давал читать книги, подготовил к поступлению в академию.

Одного августовского утра Гриша поцеловал натруженные руки старой матери и преждевременно поседевшего отца и с торбой харчей, латинской грамматикой и любимой дудочкой надолго покинул родное село. Шел ему тогда шестнадцатый год. Большаком через Пирятин пешком добрался жадный до знаний юноша в Киев, путешествуя с кобзарем и в дороге учась на гуслях играть. Осуществилась давняя мечта парня - учиться в Киево-Могилянской академии. Григорий стал одним из найретельніших, особо упорных и толковых студентов. Закончил академию в 1753 г.

На двадцатом году жизни Сковороду отправляют в Петербург в придворную капеллу, ибо он прославился замечательным басом, искусной игрой на скрипке, флейте, бандуре, цимбалах и свирели и композиторским талантом. Музыку Григорий создавал на собственные стихи. И такую музыку, что некоторые из сковородинських песен переняли даже кобзари. Итак, поэт, композитор, солист и музыкант в одном лице! Всесторонне одаренный парень мог бы зажить славы и богатства. Но жизнь не познаешь, если скнітимеш в палатах, поэтому Григорий решил как можно больше путешествовать, встречаться с людьми. Вернувшись в Киев, юный поэт и композитор отправляется за границу и три года путешествует по Венгрии, Словакии, Польши, посещает Братиславу, Вену, Будапешт. Он бывает в университетах, слушает лекции знаменитых профессоров, работает в библиотеках, читает философские труды и, владея многими языками, свободно дискутирует с учеными разных стран. Из Европы Сковорода вернулся без гроша в кармане, но полон новыми знаниями и блестящими идеями.

Вернувшись в Украину, Сковорода первую очередь заглянул в родные Чернухи, и не застал в живых ни матери, ни папы. В Переяславском коллегиуме Григорий Сковорода начал преподавать пиитику. Работал охотно, писал стихи и учебник по поэтике. Преподавал предмет Сковорода по-новому, что не понравилось епископу, и молодой педагог был строго предупрежден. Григорий смело ответил: «Одно дело - архиерейский посох, а в другой - смычок», то есть: о качестве преподавания могут судить только специалисты, а невеждам до того нельзя. И Сковорода был уволен с работы.

Следующие шесть лет Он работал в селе Коврай на Переяславщине домашним учителем сына помещика Томары. В перерывах между лекциями математики и иностранных языков любовался природой, разговаривал с людьми, читал и размышлял. Именно в эти годы благодаря близости к природе и народу формируются философские взгляды будущего писателя-мыслителя.

Хоть и хорошо было Сковороде в Ковраї, его тянет к общению с молодежью, и он становится в Харьковском коллегиуме преподавателем синтаксиса греческого языка и етики1, или, как тогда говорили, основ благотворительности. Необычный это был учитель: писал басни, преподавал древние языки, глубоко интересовался математикой, географией, экономикой; учил тех этических норм, которых всегда придерживался сам. Итак, учил, как жил, а жил, как учил - лучшая черта педагога. Поскольку учебника по этике не было, Сковорода написал его сам. Это было его первое философское произведение, основой которого является мысль, что злоба - самая большая человеческая изъян. Студенты любили своего учителя, советовались с ним, бывали у него дома. Он засевал их души зернами правды, гуманизма и свободолюбия, мечтами о республике. Однако вскоре вынужден был оставить коллегиум, потому что работать стало невыносимо от травли и доносов; власть имущие захотели избавиться от человека, который во всеуслышание заявила: «Весь мир спит, пора просыпаться!»

С 1769 г. Сковорода вел странствующее жизни, не соблазняясь разными должностями и чинами, каждый раз отклоняя предложения и светских, и церковных лиц. «Ни в коем случае! Разве вы хотите, чтобы я увеличил число фарисеїв2? - ответил великий просветитель белгородскому епископу на просьбу стать монахом.- ешьте жирно, пейте сладко, одевайтесь мягко и чернецтвуйте!» Монахи Киево-Печерской лавры настаивали на своем: «Довольно блуждать по миру! Время причалить к гавани: нам известны твои таланты, святая Лавра примет тебя, как мать свое чадо, ты будешь столпом церкви и украшением обители». На это Григорий Савич саркастически сказал: «Ох, преподобнії! Я столпотворение умножати собою не хочу, довольно и вас, столбов неотесанных, в храме Божьем! Мир меня не поймает». И таки не поймал! Не удалось ни царям, ни господам, ни монахам за почести и карьеру купить ум, честь и волю Сковороды. Счастья писатель видел не в поместьях и славе, а в жизни по совести; путем к счастью считал самопознание. Харьковскому губернатору на его предложение стать чиновником Сковорода ответил: «Ваше превосходительство! Мир подобен театру. Чтобы играть в театре с успехом и похвалой, берут роли по способностям. После великого испытания себя увидел, что не могу представлять в театре света никакого лица, кроме низкой простого... Я выбрал себе эту роль - и доволен». Даже Екатерине II не удалось заманить в Сковороду золотые тенета сладкой жизни при царском дворе. «Я не покину родины,- гордо ответил ему философ.- Мне моя свирель и овца дороже царского венца». Да и мог ли верный сын Украины пойти на службу к той, которая удавкой крепостничества душила его народ? Великий философ выбрал путь бегства от мира зла и достижения свободы в сфере духа.

Так великий ученый стал странствующим педагогом-просветителем. Ходил Сковорода в обычной свите. Кроме книг, рукописей, свирели в полотняной торбе и палки, ничего больше не имел. «В крайней бедности,- вспоминает современник,- Сковорода переходил из одного села к другому. В еде был неприхотлив, жил очень скромно, а считал себя богачом: когда кто-то пытался что-то дарить ему, то слышал неизменный ответ: «Отдайте беднее меня».

Писатель жил за солнцем: вставал, когда оно всходило, а когда заходило за горизонт, давал покой натрудженому телу. Не захотел иметь собственного дома и вообще постоянного дома. В одном селе Григорий Сковорода лечил отставного майора. Пока он навещал больного, дочь майора, красавица Елена, влюбилась в нежного поэта-музыку, и Григорий тоже ее полюбил. Шло дело к свадьбе, но Сковорода колебался, потому что не представлял жизни без путешествий. Так и не женился.

Почти тридцать лет неспешно путешествовал этот певец-му-зыка и учитель-баснописец пыльным дорогам Левобережья, заходил в села и хутора, реже - в города, в основном на ярмарку, останавливался в приятелей, а то и вовсе не знакомых крестьян, и везде встречали его как родного, принимали как найпочеснішого гостя, ибо со Сковородой в дом входили дружеская беседа, хорошее настроение, доброжелательный совет, меткий шутку.

Мудрое слово Сковороды притягивало людей. Зайдет он, бывало, в деревню, сядет край майдана, на кладбище или в кого-то на дворе, сбросит сумку, достанет подругу-свирель, заиграет народной «Ой, пойду я лугом-долиной» - и сходятся люди. Тогда странствующий философ достает книгу, читает, учит. Когда же пора горячая и взрослые в поле, соберет малышей возле школы или в доме и рассказывает сказки, им же составленные, учит читать и писать, доверительно беседует с малышами. Об этом периоде жизни великого просветителя Дмитрий Павлычко писал в стихотворении «Сковорода»:

И, выломав палку из плетня,

Он темными оврагам пошел

Крепостным деткам викладать латынь,

Смущать мыслями рабскую кровь.

На утверждение аристократов, что народ якобы заснул навеки и не способен воспринять науку, философ гневно ответил: «Про меня говорят, что я ношу свечу перед слепцами... что я звонарь для глухих...- пусть придумывают! Мудрствують: простой народ спит. Но от всякого сна просыпаются, и кто спит, тот не мертвечина. Когда выспится, так и проснется, когда проснется, то очуняє и запильнує».

Чему учил Сковорода? Что в природе - красота, гармония, а в обществе - несправедливость, и чтобы изменить макромир на лучшее, надо каждому изменить микромир, то есть себя самого. Познавай себя, а познав - совершенствуй. Познавая свои наклонности, человек правильно определит свое место в обществе и принесет наибольшую пользу. А пока что немало людей занимают не свои места: один ходит за плугом, а он от природы музыка, другой работает судьей, а ему бы пасти стадо. Великий философ доказывал, что человек не может быть счастливым, если действует вопреки своей природе. Веление природы - это веление Бога в человеке. Познание природы - это познание Бога.

Григорий Сковорода был убежденным демократом. Он писал, что его родной край страдает под властью «загребущих», «лукавых» «обезьян» и «змей». Будущее отечества - не в них, а в «трудолюбствующих» простых людях, «чистых сердцем», «с духом премудрости и благочестия», именно они - «настоящие лица земли». Философ жил надеждами на общество равноправных людей, где не будет «рабского ига», «тяжелой работы», ничего «златожадного», «хамского». Взгляды великого правдолюбца имели большое влияние на последующие поколения. Лев Толстой отмечал, что мировоззрение Григория Сковороды удивительно близок ему.

Последние десятилетия жизни Сковороды - это годы его славы. Все хотели видеть его. В Харькове, Белгороде и многих селах возникли кружки последователей его учения и образа жизни. Этот период был вершиной творчества писателя, ибо постоянное общение с трудягами и природой давали ему не только материал для произведений, но и воодушевление. Во время путешествий так хорошо вынашиваются замыслы, после того так легко пишется. «Он сознательно избрал своим кабинетом целый мир, при обдумывании его произведений присутствовали и небо над головой, журавли, аисты, тополя, озера, леса и твердая земля под ногами, а главное - люди»,- писал Павел Тычина. К сожалению, при жизни не было напечатано ни одного произведения Григория Сковороды. Но его стихи, притчи быстро распространялись по Украине устами народа. Острое неподкупное слово Сковороды в жуткой темноте крепостнического произвола вспыхивало чистым огнем и проторяло тропу народному счастью.

Трудно поверить, но великий философ предсказал свою смерть. В 72 года он пешком прошел триста слоев вплоть до Орловщины, где жил его ученик и приятель Михаил Ковалинский, чтобы передать ему рукописи своих произведений. Радостной была встреча искренних друзей. Незаметно прошло время в задушевных разговорах. Последние слова, объятия, пожатия рук - и Григорий Савич двинулся домой. Остановился в селе Ивановке. По этому случаю хозяин пригласил гостей; среди своих сторонников Сковорода был веселый, разговорчивее, впоследствии вышел в сад и край дороги стал копать яму. «Что это вы делаете, Григорий?» - спросили удивленные друзья. «И копаю себе могилу, ибо пришло мое время»,- словно о чем-то обыденном, ответил тот. Когда гости разъехались, Сковорода помылся, переоделся в чистое белье, лег на скамейке и... уснул навеки. Произошло это 9 ноября 1794 г. Умер великий мудрец так просто, как и жил.

«Есть деятели,- писал известный ученый Павел Попов,- именно жизнь которых не менее ценное и поучительное, чем их произведения. Человечество время от времени выдвигает могущественных людей, способных соблюсти полного соответствия между их учением и жизнью, между их словом и делом. Сковорода был не только гениальный мыслитель, но и гениальный характер, которого выдвинул из своей среды украинский народ в один из самых тяжелых периодов его истории».

Из творческого наследия Григория Сковороды остались сборник лирических стихов «Сад божественных песен», книга «Басни харьковские», философские трактаты и притчи. Особенность произведений Сковороды заключается в том, что в лирических стихах он - философ, а в философских трудах - лирик.

ukrlitra.com.ua

3. Труды Г.С. Сковороды. Г. Сковорода: философия, личность, жизненный путь и произведения

Похожие главы из других работ:

Г. Сковорода: философия, личность, жизненный путь и произведения

1. Жизненный путь Г.С. Сковороды. Личность украинского философа

Украинский философ Г.С. Сковорода был настолько незаурядной и разносторонней личностью, что просвещенные украинцы называли его «своим Пифагором», «украинским Сократом», «степным Ломоносовым». Странствуя тридцать лет по дорогам Украины...

Г. Сковорода: философия, личность, жизненный путь и произведения

2. Содержание философского учения Г. Сковороды

В годы странствий расцвело философское творчество Сковороды, - именно в этот период написаны все его диалоги. Он был настоящим философом, причем, приступившим к изложению своей системы впервые после 40 лет. Система эта, в общем...

Западники и славянофилы. Религиозная русская духовность

2.2 «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова. Проблема смерти и победы над ней

В истории русской философской мысли есть выдающиеся творческие личности, идеи которых раскрывают свой глубинный и могучий потенциал лишь со временем -- по мере научно-технического и социального прогресса. К ним, вне всякого сомнения...

Западники и славянофилы. Религиозная русская духовность

3. Проблема смысла жизни, свободы и творчества в философии Н.А. Бердяева

Николай Александрович Бердяев родился в Киеве в 1874 году в аристократической семье. Учился в Киевском кадетском корпусе, в 1894 году поступил на естественный факультет Киевского университета, затем перешел на юридический...

Метафизика астрологии в философии Древней Стои

 

...

Метафизика астрологии в философии Древней Стои

 

...

Метафизика астрологии в философии Древней Стои

 

Целью данной работы является проследить именно метафизическую представленность астрологии в философии древних стоиков, то есть вне обращения к астрологической конкретике, не углубляясь далеко в ее содержание и тем более ее историю...

Метафизика астрологии в философии Древней Стои

 

Метафизическая значимость космоса Космос во всей античности занимал важное, если не главное, место в описании и понимании земных законов бытия. Космос является проводником и посредником божественной воли, божественного ума...

Метафизика астрологии в философии Древней Стои

 

Взгляд А. Ф. Лосева на генезис античной философии Этапы развития античной философии, по Лосеву, представляют собой процесс осмысления «чувственно-материального» космоса как центральной философской категории...

Метафизика астрологии в философии Древней Стои

 

Стоицизм как философское учение - сложное мировоззренческое образование. Он сочетал в себе элементы материализма и идеализма, атеизма и теизма. С течением времени идеалистическая тенденция в стоицизме нарастала...

Метафизика астрологии в философии Древней Стои

 

...

Немецкая классическая философия

1. Критическая философия И. Канта. Определение границ познания, понятие «вещи в себе» и «вещи для нас». Чувственность, рассудок, разум

Основоположником немецкой классической философии являлся Иммануил Кант - профессор Кенигсбергского университета, преподавал, логику, физику, математику, философию. Все творчество И...

Немецкая классическая философия

2. Абсолютный идеализм Г. В. Ф. Гегеля. Тождество мышления и бытия. Категории и принципы диалектического мышления. Учение об истине

Основу философских воззрений Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир - это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. Мировой Дух есть совершенно объективное...

Немецкая классическая философия

3. Л. Фейербах. Критика теологии (богословия)

Иным направлением в развитии немецкой философии явилось учение Л. Фейербаха (1804 - 1872) - крупнейшего материалиста домарксистской эпохи, последнего представителя немецкой классической философии. Критикуя объективный идеализм Гегеля...

Політична система суспільства

5.Політична свідомість і політична культура як елементи політичної системи

Політична свідомість і політична культура виступають необхідними елементами будь-якої політичної системи суспільства. Будучи відповідними різновидами суспільної свідомості й культури, що мають власний предмет і механізм формування...

fil.bobrodobro.ru

философия, личность, жизненный путь и произведения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Контрольная работа

По дисциплине:

«Философия»

Возможно вы искали - Контрольная работа: Гегелевская философия духа - современный взгляд

Симферополь, 2009

План

Введение

1. Жизненный путь Г.С. Сковороды. Личность украинского философа

2. Содержание философского учения Г. Сковороды

Похожий материал - Реферат: Гегель (1770-1831 гг.) и его философская система

3. Труды Г.С. Сковороды

Список использованных источников

Введение

Предметом изучения в контрольной работе является предмет философии.

Объектом изучения в работе выступает личность известного украинского философа Г.С. Сковороды.

Очень интересно - Реферат: Геліоцентризм і антропоцентризм

Целью в работе выступает исследование сущности философских воззрений и воплощенное в работах философское учение Г.С. Сковороды.

В соответствии с предметом, объектом и основной целью работы предполагается решить следующие задачи:

а) дать характеристику личности украинского философа;

б) представить кратко содержание его философского учения;

в) представить наиболее значимые произведения его философии.

Вам будет интересно - Реферат: Гендерні дослідження в контексті постнекласичної раціональності

Актуальность исследования очевидна. Исторически видные личности, философы формируют общественное сознание, указывают перспективы развития общества, предлагают свое видение развитие мира. Г. Сковорода наиболее яркий пример национального учителя, провидца и философа. Его учение интересно современникам и потомкам.

1. Жизненный путь Г.С. Сковороды. Личность украинского философа

Украинский философ Г.С. Сковорода был настолько незаурядной и разносторонней личностью, что просвещенные украинцы называли его «своим Пифагором», «украинским Сократом», «степным Ломоносовым».

Странствуя тридцать лет по дорогам Украины, с котомкой за плечами и неизменной флейтой-сопилкой за поясом, Сковорода обучал людей грамоте, пел им свои песни и передавал живое учение о душе. Ни одна из его книг не была издана при его жизни, но это не мешало глубоко почитать этого человека всем знавшим его, особенно же – его друзьям, ученикам и тем, кто когда-либо после него учился в Киевской духовной академии. Последние же свои дни Григорий Савич, как и дни отрочества и юности, провел на Харьковской земле. Предание гласит, что он точно знал день своей смерти и сам выкопал себе могилу накануне в парке имения Ковалинского, у которого гостил в последний раз, и завещал написать на своем надгробии кратко: «Мир ловил меня, но не поймал». Это была последнее, исполненное глубокого смысла и юмора, изречение Мастера.

Сковорода (Григорий Саввич, 1722–1794) – украинский философ, сын простого казака; учился в киевской духовной академии, а потом был отправлен в Санкт-Петербург в придворную певческую капеллу; в 1744 г. получил увольнение от должности певчего, с званием придворного уставщика, и остался в Киеве продолжать учение в академии, но, не имея расположения к духовному званию, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключен из бурсы. Желая пополнить свои познания, Сковорода решил побывать за границей, куда и отправился в качестве церковника при генерале Вишневском. Пешком странствуя по Венгрии, Австрии и, вероятно, по Польше, Германии и Италии, Сковорода знакомился с учеными и приобретал новые познания: так, он изучил языки латинский, греческий, немецкий и еврейский. Вернувшись в Россию, Сковорода занял место учителя поэзии в Переяславле и написал для училища «Руководство о поэзии»; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, Сковорода не согласился, вследствие чего был уволен. В 1759 г. Сковорода приглашен на место учителя поэзии в харьковском коллегиуме, но назначенный преподавать правила благонравия Сковорода вследствие некоторых мыслей, выраженных им во вступительной лекции и истолкованных в превратном смысле, был присужден к отрешению от должности (в 1766 г.). После этого Сковорода большую часть жизни проводил в постоянных странствованиях пешком по Слободской Украине, останавливаясь по дороге в крестьянских избах и отказываясь от предлагаемых ему должностей и занятий и посвящая свое время поучению людей нравственности, как словом, так и своим образом жизни. К этому же периоду относится и составление философских сочинений Сковороды, которые, впрочем, при его жизни не были напечатаны. Что касается значения философского учения Сковороды, то одни считают Сковороду мистиком и масоном, последователем мартинистов, другие называют Сковороду рационалистом. Причиной такого разногласия является то, что сочинения Сковороды до последнего времени не были собраны; напечатаны были лишь некоторые из его трактатов. Только с появлением собрания сочинений Сковороды, изданного профессором Багалеем (Харьков, 1894), явилась возможность приступить к их изучению.

Похожий материал - Реферат: Гендерные проблемы современной философии

2. Содержание философского учения Г. Сковороды

В годы странствий расцвело философское творчество Сковороды, – именно в этот период написаны все его диалоги. Он был настоящим философом, причем, приступившим к изложению своей системы впервые после 40 лет. Система эта, в общем, оставалась неизмененной до конца его жизни. Даже при беглом ознакомлении с сочинениями Сковороды чувствуется его бесспорная оригинальность, – не в том смысле, что он не испытал никаких влияний, а в том, что он всегда самостоятельно продумывал свои идеи (если даже они западали в его душу со стороны).

Сковорода становится философом, потому что этого требуют его религиозные переживания, – он движется от своего осознания Христа к пониманию человека и мира. Сковорода часто переживал духовный подъем, своего рода экстаз. Сам Сковорода так пишет об одном таком мистическом переживании своему юному другу Коваленскому: «Я пошел прогуляться по саду. Первое ощущение, которое я осязал сердцем моим, была некая развязность, свобода, бодрость. Я почувствовал внутри себя чрезвычайное движение, которое преисполнило меня силы непонятной. Некое сладчайшее мгновенное излияние наполнило мою душу, от чего все внутри меня загорелось огнем. Весь мир исчез предо мною, одно чувство любви, спокойствия, вечности оживляло меня. Слезы полились из очей моих и разлили некую умилительную гармонию во весь мой состав…»

Сковорода – философ-моралист: он действовал и живым словом, и сочинениями; понимая значение западноевропейской цивилизации, он вооружался против утилитарного направления умов, заглушавшего все высшие запросы духа; ответ на эти высшие запросы он нашел в Библии и в древней классической философии, которая предохранила Сковороду как от мистицизма, к которому он был склонен по природе, так и от рационализма XVIII века. Взгляд Сковороды на библию представляет собой нечто среднее между чисто ортодоксальным и рационалистическим ее толкованием. Сковорода смотрел на Библию как на поэтическое творение, которое скрывает истину под внешними образами. Черпая философские идеи из древне-классической философии, Сковорода перерабатывал их согласно собственному настроению и тенденциям. В сфере религиозной Сковорода вел борьбу против бездушной обрядности и внешности; он протестовал против узкого понимания православия и христианства. Сковорода не признавал необходимости чудес, так как для познания Бога достаточно естественных источников, в которых он открывает себя обильно и очевидно. На философию Сковорода смотрит, как на фундамент и центр образования вообще: она есть жизнь духа, постоянное искание истины. В своей умозрительной философии Сковорода находился под сильным влиянием Платона, у которого он заимствовал определение души, ее природы и жизни. Изречение Сократа «познай самого себя» Сковорода объясняет в смысле познания своей высшей природы, духа, разума. Дуализм, по учению Сковороды, распространяется не только на человека, но и на весь мир: везде является материя и форма или идея. В учении о вечности мира и его бесконечности в пространстве и времени Сковорода отступил от Платона и находился под влиянием Филона.

cwetochki.ru

Жизненный путь и философские взгляды Григория Сковороды

Григорий Сковорода родился на Полтавщине в 1722 году в семье малоземельного крестьянина из казаков. Учился Гриша у сельского дьячка, прекрасно пел, был первым певцом церковного хора. На шестнадцатом году жизни вместе с кобзарем пошел путешествовать в Киев. Там сельский парень благодаря природному таланту, жадности к знаниям и настойчивости получил блестящее образование, лучшую в то время в Украине. В двадцать лет Сковорода закончил Киево-Могилянской академии. Перед ним открывались невиданные для крестьянина карьерные перспективы: его пригласили в придворную капеллу, на него сыпались предложения преподавать в высших школах, стать монахом, «столпом церкви», в Киево-Печерской Лавре. Однако Сковорода более всего ценил свободу действия и «родство» труда. Через год Сковорода вернулся из капеллы, путешествовал по Европе, затем работал домашним учителем, преподавателем в Переяславском и Харьковском коллегиумах. В последнем он провел десять лет, но неординарная фигура преподавателя вызвала непонимание со стороны руководства и коллег. Сковорода преподавал предметы по-новому и гораздо глубже, чем требовалось, даже писал учебники, произносил новые, поражая мысли. Писать Сковорода начал еще в юности под влиянием античных философов. Среди произведений художника - поэтические и сатирические стихи, басни, притчи, лирические песни и романсы, философские трактаты. Главными размышлениями Григория Сковороды были размышления о сущности человека и пути достижения счастья в жизни. Какая жизнь должно быть правильным? Сковорода был в первую очередь мудрецом жизненной мудрости. Смысл правильной жизни Сковорода видел в том, чтобы «познать себя», найти работу по призванию, учиться, работать творчески и окружать себя настоящими друзьями: «Брось, сударь, безделье. Дорожить стоит днем ​​... » Мыслитель превозносил людей труда, простой народ, осуждал порочных людей. Среди порочных чаще всего оказывались господа чиновники, «фарисеи» -духовенство и те, кто последовал их. Унижать человеческое достоинство, обманывать и паразитировать нельзя - считал мудрец. Это глупо и несправедливо С 1769 году Сковорода решил вести путешествующая жизни философа, несмотря на карьерные соблазна со всех сторон. «Жребий мой с голяками», - отвечал он - «Мне моя свирель и овца дороже царского венца». Почти тридцать лет Сковорода путешествовал по стране. Имел свирель и сумку с книгами. Он приходил в деревню, и там учил людей, учил детей писать и читать, лечил, играл на свирели, рассказывал свои басни, притчи и народные сказки, пел песни. Затем шел в путь. Во время путешествий рождались новые произведения.

ukzaes.edushk.ru