Чугунные монгольский барбекю плиты называется Чингисхан для ресторана. Сковорода чингисхан


Чугунные Монгольский Барбекю Плиты Называется Чингисхан Для Ресторана

Чугунная монгольская тарелка для барбекю под названием ganghis Khan для ресторана

 

 

 

 

 

Японское блюдо на гриле, подготовленное на выпуклой металлической сковородке или другой гриле.

Блюдо особенно полупар на Северном острове Хоккайдо район.

Купол в форме сковороды делает дополнительное мясо масла Drips к нижней стороне кастрюль, вкус мяса

Было бы более вкусно.

 

 

 

 

 

 

Информация о компании

КтоЯвляютсяEbematsu седзи?

 

+ Посуда + прихожие +

 

 

 

 

 

 

• Удобство магазина для ресторанов, у нас множество 90, 000предметов.

Если у нас есть запас, мы можем послать немедленно.• Мы почти предоставляем все необходимое для ресторанов, таких как кулинарные инструменты, аксессуары и т. д. • Мы обрабатываем 90,000 изделий.• Наш склад 40, 000м².• Базовое количество для доставки является одним пунктом.

 

 

Посетите наш сайт (только на японском сайте)Http://www.ebematsu.co.jp/ 

 

 

 

 

 

 

 

50,000 товаров в наличии на нашем 40, склад 000m²,Мы располагаем большим количеством запасов, с тем чтобы они могли также отвечать массовым заказам.

Из-за смежных складок, доставка заказа быстрая.

 

Мы принимаем участие в выставке hoteres в Токио каждый год.

Пожалуйста, загляните в нашу будку, когдаВы приехали в Токио!

 

Если у вас есть какие-либо запросы, пожалуйста, не стесняйтесь сообщить нам.

 

 

Наши услуги

 

Отправлено в течение примерно 7 дней после получения заказа и подтверждения депозита (если запасы доступны)

Через EMS или любой другой способ доставки после подтверждения вашей оплаты с t/t или paypal.

 

 

 

 

Упаковка и доставка

 

 

 

Мы будем упаковывать на карточные платы и грузить любым судоходным способом воздуха, океана, курьером.

 

 

 

Посетите наш сайт (только на японском сайте) http://www.ebematsu.co.jp

 

russian.alibaba.com

Чем повара потчевали Чингисхана? - Новости Монголии, Бурятии, Калмыкии, Тывы

Сытому и хвост ягненка кажется жестким,  голодному и рога оленя – мягкими. (Монгольская пословица)

Только не пугайтесь. Готовить до нежной мягкости рога оленя мы вам и пробовать предлагать не будем. Только все самое вкусное и по возможности – привычное для наших желудков… Вообще, долгое время про пищу монголов ходили ужасные слухи. Мол, они едят все, что можно разжевать (судя по пословице, и оленьи рога им были по зубам). Монах Карпини, посетивший Монголию в XIII веке, писал, что пищу местного населения составляют собаки, волки, лисицы, лошади и даже мыши. Ему вторил и венецианский путешественник Марко Поло в своей книге – «Книга о разнообразии мира».

Конечно же, многое из того, что в далекие времена считалось лакомством, теперь уже, мягко сказать, популярностью не пользуется и на стол даже самыми хлебосольными хозяйками не выставляется. Ну, посудите сами, зачем ловить степных мышей, если вполне хватает баранины или говядины?

И все же множество рецептов монгольских блюд дошло до наших дней из далекого голодного Средневековья. Как и тысячу лет назад, в Монголии не любят ничего жареного – причина проста: жарить было не на чем – в степи нет не то что дров, а даже веточек. Поэтому все либо варили, либо стряпали на пару. Но чаще мясо просто вялили или коптили. Или поступали еще проще: тонко нарезанные полоски мяса клали под седло, к вечеру они просаливались, и их можно было есть.

И все же давайте начнем, как всегда, с истории и поговорим о блюде, которое очень уважал великий завоеватель и бесстрашный воин Чингисхан, и которое пользуется спросом у гурманов и поныне.

Способ приготовления и состав продуктов мало изменились, за исключением «посуды»: во времена Чингисхана угощение почетным гостям подносили на золотых тарелках, а роль кастрюли (вернее, огромного, плотно закрывающегося чана из нержавейки) выполнял мешок из овчины, прекрасно сохраняющий и нужную температуру, и запах, и сок. Этакий монгольский вариант скороварки. Готовилось это блюдо на открытом воздухе. Пока взрослые были заняты разведением костра (естественно, не из дров, которых, повторим, в пустыне просто днем с огнем не найти), а из сухого коровьего или лошадиного помета, дети собирали камни. Но не абы как, а выборочно, внимательно ощупывая, взвешивая и разглядывая… Что именно они там хотели углядеть, теперь уже не узнать. Эти камни клались в пламя и обжигались более часа. Пока камни доходили до кондиции, свежевалась баранья туша, с каждого ломтя мяса срезались жилы, пленки и связки, и чистился лук с овощами. Когда камни раскалялись, повар быстро вытаскивал их из огня и складывал в мешок из овчины. Сверху на камни, как на сковородку, раскладывалось мясо с овощами и луком, и «кастрюля» закупоривалась где-­то на полчаса.

Это блюдо не раскладывалось по тарелочкам. Каждый получал пиалу с «сурпой» – ароматным бульоном, а куски мяса и овощи находились в центре стола, откуда все, собственно, и угощались. Но сытно пообедать – это не единственная цель, которую преследовали монголы, это блюдо служило и медицинским целям. Оказывается, обожженные огнем, омытые кровью барана, скользкие и покрытые жирной пленкой камни служат своеобразной стрессотерапией. Камни не обжигают рук, но и не сразу остывают. Их внутренний жар проникает через кожу ладоней, и вы инстинктивно начинаете ими неловко жонглировать...

Именно такой способ издавна был известен соплеменникам Чингисхана для исцеления от нервных болезней. 

А вот другое блюдо, которое вполне мог отведать Чингисхан. Помните, в древней былине татаро-монгольский хан сажает героя за стол, на котором лежит «бык внутри вареный, сверху печеный, в боку нож точеный»? И это не вымысел – монголы умеют варить мясную тушу без котла, в собственной шкуре. Тушу быка или барана, не снимая с него шкуры, потрошат, наполняют водой, а зимой кладут туда лед и раскаленные на огне камни, саму же тушу зарывают под угли костра. Получается так, что мясо варится внутри и запекается снаружи, сохраняя сочность и обретая хрустящую корочку. Это очень древнее степное блюдо и сейчас готовится по особо парадным случаям, например, на свадьбу.

Вообще, надо сказать, что блюда из мяса составляют основу монгольской кухни. Очень любят жители этой страны блюда из вареной баранины, считающейся в Монголии лечебной. Впрочем, используются и конина, и говядина, и баранина, и верблюжатина, и козлятина, и мясо яков и сайгаков. Мясо не доваривают, чтобы сохранить в нем витамины, причем варят его почти без соли. Также мясо часто сушат на ветру и на морозе длинными, тонкими лентами без всякой предварительной обработки. И все же мясные блюда монгольской кухни требуют длительного приготовления, поскольку мясо варят или сушат большими порциями.

Также популярностью у монголов, как, впрочем, и у других народов, предками которых были кочевники, пользуются разнообразные молочные продукты. Молоко в пищу употребляют всех сортов – коровье, кобылье, верблюжье, овечье и козье, причем для каждого сорта молока есть свое применение. Кумыс и водку приготавливают из кобыльего молока, масло, пенки и варенец – из коровьего и овечьего. Кобылье молоко считалось чистым и не кипятилось. Остальные сорта употреблялись после долгого кипячения. В любом доме (или юрте) вы сможете попробовать различные сыры: твёрдые и мягкие, белые и желтые (из топленого молока), творог, а также несладкие монгольские «йогурты». 

Надо сказать, что монгольская пища – жирная и питательная – идеально подходит к местным природным и климатическим условиям. 

Начинается все… с чая. Да­да, именно так начинается обед у монголов. Чай пьют в ожидании, пока поспеет мясное блюдо. Кстати, поднося гостю чай, хозяйка в знак уважения подает пиалу двумя руками. Принять угощение, соответственно, полагается тоже двумя руками. Ну, или по крайней мере правой рукой. Если, конечно, вы не хотите обидеть хозяев. 

Вообще, монгольский чай – это нечто с чем-­то. В прямом смысле слова. Судите сами.  Итак, для приготовления суутай-цая (а чай, как и другие блюда, готовят в Монголии порциями, мягко сказать, немаленькими) нам потребуется 200-300 г зеленого кирпичного чая, который надо растолочь, высыпать в большой котел, залить 3 литрами воды и варить на среднем огне до закипания. Затем убавить огонь и варить еще минут 20. Затем влить 2 литра подогретых сливок, вновь проварить минут десять, добавить 50 г сливочного масла, 2 чайных ложки соли и 4¬6 горошин черного перца. Дать постоять под крышкой минут пятнадцать и – можно разливать по чашкам. Некоторые, кстати, в этот «цай» добавляют поджаренную муку, слегка обжаренное сало бараньего курдюка и костный мозг барана… Выглядит такой чай с плавающей на поверхности пленкой жира, на наш европейский взгляд, не очень привлекательно, но тут уж, как говорится, «на вкус и цвет». Да, пьют этот чай, естественно без сахара, но часто вприкуску с борцугом – твердыми кусочками теста, обжаренными в бараньем жире. И еще одна традиция – пьют суутай-цай степенно, без лишних разговоров. Опять-таки следуя монгольской поговорке: «Вскипевшего откушай, у седовласого совет выслушай».

После чая, по монгольским обычаям, к столу подают баранину, нарезанную большими кусками. Раньше (да нередко и сейчас) при приеме гостей строго соблюдалось правило – старшему по возрасту или почетному гостю подавать баранью голову и крестец. Ну, целого барана с головой у нас, понятное дело, нет, поэтому приготовим бушбармак по-монгольски. Вообще, это слово «бешбармак» в переводе с тюркских языков («беш» и «бармак») означает «пять пальцев», «пятерня» – во время еды кочевники не использовали столовые приборы и брали мясо руками. А учитывая, что за мясом по монгольским традициям должен следовать бульон, как правило, с домашней лапшой, приготовим оба блюда одновременно. 

Итак, нам понадобится: кипяченая вода, 200 г пшеничной муки и 1 яйцо, 20 мл яблочного уксуса, 2 небольших луковицы, одна средняя морковка, черный перец, корень сельдерея, соль, столовая ложка сливочного масла, 300¬400 г баранины на косточке. Промытую баранину опускаем в воду и доводим до кипения, пену снимаем и добавляем специи. Варим около трех часов, пока мясо само не начнет отделяться от косточки.

Тем временем приготовим тесто, как на пельмени: в охлаждённую кипячёную воду разбиваем яйцо, добавляем соль и часть муки и как следует вымешиваем тесто, постепенно добавляя оставшуюся муку. Когда тесто перестанет прилипать к рукам, положим его в полиэтиленовый пакет, чтобы не обветрилось. 

Теперь беремся за маринование лука: режем его тонкими полукольцами и заливаем яблочным уксусом минут на 15. Тем временем разогреваем масло, кладем в него мелко нарезанный лук и слегка обжариваем, затем томим до прозрачности.

Вытаскиваем из бульона мясо и, чуть остудив, отделяем косточки, плёнки и разбираем на волокна. На блюдо выкладываем сначала жареный лук, затем подогретое мясо и сверху маринованный лук. Теперь осталось заняться бульоном. Вновь доводим его до кипения и отвариваем в нем нашу домашнюю заготовку – тонко раскатанное и нарезанное либо лапшой, либо квадратами тесто. Когда тесто сварится, бульон разливаем по пиалам и подаем одновременно с мясом.

Вы еще не забыли, что, кроме мяса, монголы уважают и молочные продукты? А так как в монгольской кухне часто сочетаются три, а иногда и пять видов молока, это дает возможность создавать разнообразные виды масла, сыров, творога. Можно смело сказать, что монголы знают не меньше сортов сыра, чем французы: катык, тарак, пыштак, хурунга... Кое-что можно приготовить и в домашних условиях. Например, пыштак – мягкий, некислый творожный сыр. 

Возьмем 3 л свежего молока (чем жирнее, тем вкуснее получится сыр), 2 л очень холодной сыворотки. Молоко довести до кипения в большой кастрюле или котле объемом не менее 7-8 л и в момент его наибольшего подъема резко влить сильной струей холодную сыворотку, используя при этом трубку или желоб. Молоко прямо у вас на глазах будет свертываться, образуя ленты, которые надо осторожно вынуть, дать им обсохнуть и затем свить из них жгутики или косички и высушить. Так получают нойген-пыштак. Если жгуты образуются плохо, то творожистую массу кладут под легкий пресс и получают кыскан¬пыштак. Кстати, Пыштак замечательно хранится, если его засушить. Впрочем, как и многие другие монгольские блюда. 

Ну, а запьем мы все это монгольское угощение айраном, который, естественно, приготовим сами. Нам понадобится литр кислого молока и пара стаканов холодной кипяченой воды. Смешиваем молоко и воду, взбиваем и, добавив кусочки льда, подаем на стол.

Напоследок надо отметить, что монгольская кухня по праву может считаться одной из главных достопримечательностей этой страны. Если вы побывали в Монголии и не попробовали местных блюд – значит, вы не видели Монголию. Но и не обязательно ехать за тридевять земель, чтобы понять (или не понять), принять (или не принять), полюбить (или не полюбить) кухню этой замечательной страны, которую сами монголы называет Землей синего неба. Приятного вам аппетита!

КУЛИНАРНЫЙ СЛОВАРЬ МОНГОЛЬСКОЙ КУХНИ

Аруул – засушенный творог из любого молока. Для его приготовления молоко подогревают до свертывания, процеживают. Полученную массу раскатывают, разделывают на небольшие куски и сушат на солнце до полного затвердения.  Архи – молочный самогон. Бахан – блюдо из козленка, запеченного прямо в шкуре. Борц – вяленое мясо. Бислаг – сыр. Бодог – козье мясо, запеченное в желудке животного. Бузы – варёные на пару манты. Бяслаг – род сыра, приготовленного из пресного творога без соли, отжатого и спрессованного. Грут – творог, высушенный мелкими комочками. Кумыс – сырое кобылье молоко, сбитое до получения пенистой кисловатой жидкости. Ором – толстые пенки от длительного кипячения молока в котле на медленном огне.  Тарак – кипяченое молоко со снятой пенкой, сквашенное специальной закваской. Хорхог – мясо, тушёное в закрытом металлическом котле.  Хар шул – бульон, получившийся в результате варки бараньего мяса и субпродуктов с мелко нарезанным отварным мясом и луком. Цуйван – лапша, приготовленная на пару и затем обжаренная с мясом и овощами. Хоторгойн шухан – кровяная колбаса, начинённая нарезанными полосками мяса или мясных субпродуктов. Хушур – чебурек небольшого размера, начинённый мелко нарезанным мясом. Шар тос – топлёное масло. Шарсан элиг – печень без соли, завернутая в кусочек брюшины и поджаренная на деревянных палочках в течение нескольких минут на огне. Шол – похлебка, при приготовлении которой борц крошится мелкими кусочками, варится в котле 10¬15 минут с добавлением небольшого количества, крупы, лука и соли. Цусан хиам – кровяная колбаса.

asiarussia.ru

Чингисхан и его могила

Евразия огромна. Её зёмли протянулись от Атлантики до Тихого океана. Есть здесь и высокие горные хребты, подпирающие небо, и бескрайние леса, изрезанные полноводными реками, и бездонные озёра, хранящие в себе колоссальные запасы пресной воды, и жаркие, убивающие всё живое пустыни, и непроходимые джунгли, и суровая тундра. Богат этот континент и степями.

Великая степь — она тянется широкой полосой посреди Евразии. С севера её просторы ограничивает сибирская тайга, с юга — горные системы. Это природное образование рассечено на две непохожие друг на друга части хребтами Алтая, Саура, Тарбагатая, западного Тянь-Шаня.

В своей восточной части Великая степь владеет Монголией, Восточным Туркестаном и Джунгарией. От Сибири эти земли отделяют Саяны, хребты Хамар-Дабан и Яблоневый; от Тибета горные системы Куньлунь и Наньшань; от Китая Великая китайская стена. Это творение человеческих рук точно соответствует границе между сухой степью и субтропиками. Западная часть Великой степи включает в себя Казахстан и степи Причерноморья.

По сути, Великая степь представляет собой единый регион, хотя климатические различия её западной и восточной частей весьма заметны. Могучие циклоны Атлантики доносят влагу только до горного барьера, разделяющего степь на две части. Поэтому на востоке стоит огромный антициклон с сухим и прозрачным воздухом. Солнечные лучи беспрепятственно проходят через эти слои атмосферы и нагревают землю.

Зимой здесь выпадает мало снега и травоядные животные, разгребая его, без труда добывают сухую траву. Летом же раскалённая почва нагревает нижние слои воздуха, и те поднимаются вверх. На освободившееся место с севера устремляется сухой воздух из Сибири, а с юга влажный воздух Тихого океана. Степь зеленеет, давая обильный корм копытным животным на весь год.

Где сыт скот, там процветают и люди. Именно эти климатические особенности и являются главной причиной возникновения в восточной степи могучих кочевых держав тюрок, хуннов и монголов. Именно последние до сих пор поражают человечество размахом своих завоеваний. Главный их вождь был похоронен в Великой степи, но вот где находится могила Чингисхана — это мы и постараемся выяснить, если получится, по ходу повествования.

В западной части степи климатическая картина совсем иная. Зима укрывает землю толстым снежным покровом, который во время оттепелей образует очень прочный наст. Скот в таких условиях не может добраться до корма. Кочевники вынуждены заготавливать на зиму сено, а потому привязаны к зимовьям и ограничены в своих передвижениях.

В средние века такие природные особенности ставили половцев в полную зависимость от Древней Руси. Кочевники не могли уклониться от ударов княжеских дружин и вынуждены были идти на компромисс с сильным противником. Это отнюдь не способствовало объединению племён, созданию сплочённых военизированных подразделений и завоеванию больших территорий.

Китайские летописцы называли кочевников, обитавших в восточной степи, одним словом — «татары». В этом нет ничего удивительного, так как французов, датчан, немцев можно назвать также одним словом — «европейцы».

Монгольская степь (сопки Маньчжурии)

Сами же татары делились на три больших ветви, жившие в разных степных районах. Кроме них в лесостепных урочищах севернее реки Онон существовал небольшой народ, носящий название монголы. Состоял он из нескольких родов, а своими прародителями считал Борте-Чино (Серого Волка) и Алан-Тоа (Пятнистую Лань).

Главным врагом монголов были маньчжуры, обитавшие в Северо-Восточном Китае. Их постоянные набеги заставили предков Борте-Чино и Алан-Тоа сплотиться и избрать хана. Стал им Хабул-хан, который и правил своим народом в 30-40-х годах XII века. Он сумел остановить натиск маньчжуров, но после его смерти в 1149 году союз родов распался.

Главные враги монголов, видя такое положение дел, опять стали досаждать последних своими набегами. Со временем ситуация стала очень напряжённой, и монголы опять вынуждены были объединиться. На этот раз они не стали избирать хана, а сплотились вокруг одного из родственников покойного Хабул-хана Есугей-багатура.

Был он из рода Борджигинов, место обитания которого находилось в районе нынешнего города Нерчинска (305 км. от Читы). Это был настоящий воин — храбрый и решительный, способный оказать достойное сопротивление наглому и жестокому врагу.

Ещё в юности, будучи совсем молодым человеком, охотился он в степи с соколом. Обогнув сопку, увидел повозку, в которой какой-то меркит вёз девушку удивительной красоты. Юноша крикнул своих братьев, и они бросились в погоню.

Увидев, что преследователи уже близко, девушка горько заплакала и сказала меркиту, своему жениху: «Ты видишь этих людей — они убьют тебя. Брось меня, уезжай, я вечно буду помнить тебя». Меркит послушался разумного совета. Он выпряг коня, ожёг его плетью и ускакал в степь.

Монголы окружили повозку, впрягли в неё свою лошадь и привезли плачущую девушку домой. Здесь они сказали пленнице: «Забудь о своём женихе, наш Есугей живёт без женщины, станешь ему женой».

Звали девушку Оэлун. В 1162 году родила она первенца — Тэмуджина. Когда ему исполнилось 9 лет, то по монгольскому обычаю он должен был быть помолвлен. Отец договорился о помолвке с родителями красивой девушки Бортэ из племени хонкират.

Он отвёз сына в становище будущего тестя и оставил там, чтобы тот привык к новым людям, которые должны были стать в скором будущем его близкими родственниками. Сам же поехал домой.

Время приближалось к обеду, когда Есугей увидел нескольких человек, сидящих у костра, и подъехал к ним. Те, как и положено в степи, предложили ему разделить трапезу. Спрыгнув с коня, мужчина понял, что встретился с татарами [мы следуем здесь монгольской легенде, возможно, в татарских легендах эпизод описан по- иному].Бежать было бесполезно, так как конь устал, и кочевники могли легко догнать его.

По степным традициям, гостя у походного костра никто тронуть не мог. Есугей сел и поел. Закончив трапезу, он попрощался и благополучно уехал. Через пару часов всадник почувствовал себя плохо и решил, что его отравили. Из последних сил он добрался до дома и слёг в постель.

На четвёртый день Есугей-багатур умер. Его смерть положила конец родовому союзу, семья же оказалась брошенной на произвол судьбы. Старший сын Тэмуджин в возрасте 9 лет стал во главе семейства. На долю мальчика выпало много тяжёлых испытаний, но благодаря стойкому и сильному характеру, он их выдержал с честью.

Шло время, мальчик превратился в юношу, затем в молодого мужчину и сплотил вокруг себя монголов. В 1182 году он был избран ханом с титулом Чингис.

Тэмуджин начал вести войны с татарами, маньчжурами, но период 1185-1197 годов покрыт мраком. Из «Мэн-да Бэй-лу» (древнее сочинение, посвящённое монголам, переводится как «Тайная история монголов») известно, что он был захвачен в плен маньчжурами и 11 лет провёл в темнице. Затем бежал и вновь оказался в степи.

Уже в 1198 году Тэмуджин стоит во главе мощной орды. В это время он создаёт Ясу — свод законов, отменивший старые родовые обычаи и регламентировавший новые стереотипы поведения. Этот шаг был необходим в условиях образования единого военного механизма, направленного на покорение других народов.

О Тэмуджине заговорили как о великом завоевателе Чингисхане в 1202-1203 годах. Он включает в состав своей орды всё новые и новые племена. В 1206 году на великом курултае (съезд знати) Чингисхана избирают ханом всей Монголии.

Войско Чингисхана

Он продолжает завоевательную политику. Многие племена и народы добровольно признают его власть, другие же сдаются после ожесточённого сопротивления. В любом случае, никто не может противостоять мобильным конным войскам, которые всё дальше и дальше раздвигают границы своих владений.

В 1226 году войска великого завоевателя вторглись на территорию Тангутского государства. Это была богатая страна с большими городами, золотыми рудниками, регулярной армией и оригинальной культурой. Столицей Тангута был город Чжунсин. Его и взяла в осаду монгольская орда.

Во время осады города Чингисхан умер. Произошло это в августе 1227 года. Причина же смерти великого кагана неизвестна. Монгольские нойоны сохранили это в тайне не только от простых воинов, но и от летописцев, восхвалявших подвиги багатуров.

О кончине грозного властителя долго никто не догадывался. Осаждаемый Чжунсин был взять штурмом в соответствии с волей покойного, подвергнут грабежам и разорению. Принимающие смерть тангуты с ужасом смотрели на огромный шатёр, возвышающийся в отдалении на холме, считая, что сам Чингисхан оттуда наблюдает за их мучениями.

Покорители половины мира

Это было не так. Хладное тело великого завоевателя было уже далеко от залитых человеческой кровью мест. Мрачные монгольские всадники, убивая по пути всех встречных, везли его в родные степи. Вот как описывает обряд похорон Чингисхана Лев Гумилёв.

«В вырытую могилу опустили останки Чингисхана вместе с множеством ценных вещей и перебили всех рабов, выполнявших погребальные работы. По обычаю, ровно через год требовалось справить поминки. Дабы безошибочно найти место погребения, монголы сделали следующее. На могиле принесли в жертву только что взятого от матери маленького верблюжонка. И через год верблюдица сама нашла в безбрежной степи место, где был убит её детёныш. Заколов верблюдицу, монголы совершили положенный обряд поминок и покинули могилу навсегда».

До сих пор неизвестно, где находится могила Чингисхана. Эту, одну из величайших тайн человеческой цивилизации никто не смог разгадать за последние восемьсот лет. Место погребения привлекает не только своей исторической ценностью, но и несметными богатствами закопанными в землю вместе с покойным.

По самым скромным подсчётам, с учётом исторической ценности, стоимость драгоценных камней, золотых монет, дорогой посуды, искусно сделанного оружия оценивается ни много ни мало в два миллиарда долларов. Куш вполне приличный и заслуживает того, чтобы поискам могилы Чингисхана посвятить годы и даже десятилетия.

Одно из преданий гласит, что похоронили великого завоевателя в том месте, где он и родился. Это всем известная долина Делюн-Болдок. Место довольно обширное. Если проследить долину с севера на юг, то она охватывает Агинский Бурятский округ, Ононский район, пересекает русско-монгольскую границу, проходит через Дадалийский сомон (административно-хозяйственная единица Монголии) Хэнтэйского аймака (района) и упирается в междуречье Селенги и Онона.

Мнение Российских специалистов однозначно: Чингисхан родился в 8 километрах от границы на территории Российской Федерации. Монгольские учёные придерживаются иной точки зрения, скромно утверждая, что грозный властитель осчастливил своим появлением верховья реки Онона, в месте слияния её с рекой Бальджин у трёх небольших озёр.

Есть и другие суждения, несколько отличные от вышеназванных. Так китайские граждане считают Чингисхана своим соотечественником. Они говорят, что он служил чиновником в северной провинции, но проштрафился и бежал в Великую степь. Здесь, после долгих мытарств, примкнул к монгольскому племени, возглавил его и, объединив под своим началом все другие племена, двинулся завоёвывать мир.

Естественно родился он на китайской земле, а его прах покоится в границах Китайской Народной Республики. Великий завоеватель не забыл свою родину и ещё при жизни дал соответствующие распоряжения о месте своего захоронения.

На столь почётную роль претендуют также и японцы. По их представлениям, Чингисхан — это самурай, поссорившийся со своими братьями. От вынужден был покинуть страну Восходящего Солнца, отправиться на материк и начать там жизнь с чистого листа.

Он служил в китайских войсках наёмником, затем перешёл на службу к маньчжурам, но, столкнувшись с их патологической жестокостью и алчностью, ушёл в степь и примкнул к одному из монгольских племён. Будучи опытным воином, сколотил сильный отряд и начал своё постепенное восхождение к зениту славы.

Японцы ничего не говорят о том, что могила Чингисхана находится на их землях, но упорно и настойчиво занимаются её поисками. Ищут же в основном в монгольских степях — почему: скорее всего из-за бюрократических неувязок с китайскими и российскими властями.

О могиле Чингисхана повествует известный всему цивилизованному миру летописец Рашид-ад-дин (1247-1318), написавший «Сборник летописей» посвящённый монголам. Он указывает место захоронения грозного завоевателя в пределах хребта Бурхан-Халдун, из которого вытекают реки Онон, Керулен, Тола и Тунгелик.

Хребет или гора Бурхан-Халдун, как её называют многие источники, в те времена, когда жил Чингисхан, представляла собой место, лишённое какой-либо растительности. Здесь росли только редкие деревья. Возле одного из них и остановился великий каган, охотившийся в этих местах. Благодатная тень, отбрасываемая густой листвой, освежила лицо властителя.

Он задумчивым взглядом окинул одинокий кусочек живой природы, борющийся за своё существование среди голой каменистой земли. Может быть этот грустный пейзаж вызвал у него воспоминания о далёкой юности, когда он вот также был окружён неприветливым и жестоким миром. Как бы там ни было, но Чингисхан изъявил желание быть похороненным именно под этим деревом.

После его смерти всё было выполнено в точности. Путь до места захоронения составил 1600 километров. Пять тысяч лучших воинов сопровождали гроб с телом. Как проходил обряд похорон, уже написано. По истечению же двух лет, огромный район был оцеплен туменем (воинское подразделение, примерно 10 000 всадников), состоящим из воинов племени Урянхай.

В их задачу входило охранять могилу Чингисхана до тех пор, пока вся земля в окрестностях не зарастёт непроходимым густым лесом. Прошли годы, прежде чем посаженные людьми деревья выросли, окрепли и образовали густую лесную чащу. После этого оцепление было снято, а место захоронения уже невозможно было найти никому.

Империя Чингисхана

Так передаёт хронологию событий Рашид-ад-дин. В этом повествовании невольно поражает: с каким рвением и самоотверженностью монголы пытались сохранить тайну места захоронения своего повелителя. Не проще ли было построить красивейший мавзолей или некрополь в одном из благоухающий оазисов покорённого мира. Да, великие завоеватели обладали неограниченными возможностями, но поступили иначе. Почему?

Объясняется всё просто. Всему виной незыблемая вера людей того времени в души покойных. Якобы умершие и после смерти остаются со своим народом, но при условии, что их тела лежат в целости и сохранности в своих могилах. Дух ушедшего в иной мир правителя витает над головами живущих и защищает их от происков врагов и капризов окружающей природы.

Если же могилу вскрыть и уничтожить тело, то покровительство и защита исчезнут, а народ окажется один на один с коварными и многочисленными противниками. Потеряв поддержку из потустороннего мира, он может погибнуть — вот почему к могилам относились с таким трепетом и вниманием. Главным же здесь была тайна: только она давала стопроцентную гарантию сохранности мёртвого тела.

Рашид-ад-дин создал большой и серьёзный труд. Он был почти современником описываемых им событий, может даже встречался с теми, кто принимал участие в великих завоеваниях и своими глазами видел Чингисхана. Поэтому трудно усомниться в его словах.

В то же время не надо забывать, что человеческая память несовершенна. Человеку свойственно со временем что-то забывать, что-то представлять совсем в ином свете. Названия же рек, долин, гор с течением столетий меняются. К тому же и разные народы одни и те же географические объекты именуют совсем по-разному. Конечно существуют легенды, предания, бытующие в определенных местах, но они могут возникнуть значительно позже тех событий, которым посвящены.

Кроме «Сборника летописей» существует и множество других исторических трудов, описывающих жизнь великого завоевателя. Самый фундаментальный пожалуй из них «Юань Ши» («История династии Юань»). Создан он в XIV веке большой группой людей под руководством учёных и литераторов Сун Ляня и Ван Вэя. В нём подробно рассказано как о монгольских завоеваниях, так и о самом Чингисхане.

Наряду с «Юань Ши» есть и иные источники: Чагатайская летопись «Сказание о Чингисхане», монгольские летописи «Алтан Тобчи» и «Шара Туджи», а также «Шэн-у цинь-чжэн». Информации в них много, но о месте захоронения сказано столь размыто и неопределённо, что остаётся только гадать, где оно находится.

Так что остаётся ориентироваться на гору Бурхан-Халдун, указанную Рашидом-ад-дином. В частности, некоторые монгольские историки считают, что эта загадочная возвышенность находится в Хэнтэйском нагорье на территории современной Монголии. Она представляет собой ничто иное, как гору Хэнтий Хан в окрестностях озера Хух нуур.

Китайцы же склонны рассматривать этот вопрос под иным углом. Для них нет никакого сомнения, что великий завоеватель похоронен в местечке Эджен-Хоро. Расположено оно в Автономном районе Внутренняя Монголия на территории городского округа Хулун Буир. Входит же это административное образование в Китайскую Народную Республику.

Здесь в давние времена существовало захоронение, подобное реликварию. Называлось оно «Восемь белых юрт». Именно на эту землю приезжали претенденты на ханский престол, чтобы получить благословение высшего духа, объединившего разрозненные монгольские племена в единое целое.

Не менее интересную версию о могиле Чингисхана выдвигают и российские исследователи. По их мнению детство и юность Чингисхана прошли в Ононском, Оловянском районах и Агинском Бурятском автономном округе Читинской области. В этих местах протекает река Онон, которая указана во всех летописях, описывающих жизненный путь великого завоевателя.

Река Онон

Река Онон имеет большую длину. Её протяжённость составляет более тысячи километров. Но вот как раз в среднем её течении, аккурат в Ононском районе, между райцентром Нижний Цасучей и деревней Икарал, находится остров, который местные жители называют Экэ арал (мать островов).

Лежит он между двумя рукавами могучей реки и имеет в длину 20 километров, а в ширину 10 километров. Интересно то, что на нём присутствует урочище под названием Делюн-Болдок. По древним источникам именно в местности с таким названием и родился Чингисхан.

Правитель завещал похоронить себя в тех землях, где появился на свет. Следовательно, его могилу нужно искать в районе, примыкающем к острову Экэ арал. Старожилы же этих мест утверждают, что тело грозного властителя лежит на дне реки Онона, но немного западнее: между деревнями Верхний Цасучей и Кабухай.

Давным давно, восемьсот лет назад, в этих местах появилось множество нукеров. Их лица закрывали от посторонних взглядов надвинутые ниже бровей малахаи, но дорогая сбруя у лошадей, украшенные серебром ножны сабель, расшитые мелким бисером сапоги говорили о богатстве и знатности всадников.

Пригнали они с собой неисчислимое количество рабов. В изгибе реки стали те рыть глубокую траншею. Работали и днём, и ночью. Многие погибали от непосильного труда, и их бросали на дно канала, который неуклонно приближался к берегам Онона.

Наконец творение рук человеческих достигло течения реки, и бурный поток с рёвом устремился в новое русло, заполнил его и, успокоившись, опять величественно понёс свои воды по Великой степи.

Природное же русло отгородили от реки землёй, кучи которой тянулись вдоль вырытого канала. Здесь же, на дне, вырыли огромную яму. Обложили её гранитом и сделали что-то типа склепа. По прошествию нескольких дней появилась многочисленная процессия. С одной из повозок сняли золотой гроб и поместили его в искусственное углубление на дне реки.

Сюда же положили несчётное число серебра, золота, драгоценностей, дорогой посуды, искусно сделанных украшений. Всё это закрыли сверху гранитными плитами и засыпали толстым слоем земли. Разрушили рукотворные платины, засыпали искусственный канал, и река опять потекла по старому руслу.

Очень скоро природа сделала своё дело, уничтожив все следы захоронения. Русло же реки за восемьсот лет не раз менялось. Где сейчас находится этот таинственный склеп, в каком месте его искать — это неизвестно никому.

Правду ли говорит легенда, нет — проверить, конечно, невозможно. Хотя при нынешних достижениях техники кое-что сделать вполне реально. К примеру, использовать методы наземной и аэродинамической разведки на предмет поиска большого количества цветного металла, сосредоточенного в одном небольшом месте.

Нужно сказать, что такие исследования проводились, причём в разных местах, где с наибольшей вероятностью могла находиться могила Чингисхана. Имели они место и в Ононском районе. Здесь площадь поиска была очень обширная. С севера она ограничивалась деревнями Будалан и Кункур, с запада деревней Кабухай, с востока деревней Икарал, а на юге захватила большой участок Цасучейского бора.

И что же? Поиски не дали никаких результатов: могилу Чингисхана не обнаружили. А существуют ли сокровища? С чьей подачи возник такой слух? Ему много сотен лет. Основан он на том, что несметные богатства, награбленные монгольскими воинами, в последующие века никак и нигде себя не проявили. Они как в землю канули, что вполне понятно, если учесть тот факт, что их зарыли вместе с великим завоевателем.

Зачем же было добру пропадать? Тут есть только одно объяснение. Мудрый и дальновидный Чингисхан понимал, что богатство развращает людей, делает их жадными, корыстными, способными на подлость и предательство, а всё это ведёт к вырождению народа. Великий завоеватель допустить такого не мог.

Вот почему несметные сокровища были навсегда похоронены вместе с ним. Он знал, что с голоду монголы не умрут, что всё необходимое для жизни у них есть, а излишества — они могли только навредить.

Учитывая нравы того времени, на могилу было наложено заклятие. Если вспомнить Тимура Тамерлана, то этот великий завоеватель оградил своё захоронение от надругательства такими словами: «Всякий, кто осмелится нарушить мой покой в этой жизни или будущей, навлечёт на себя неминуемую и страшную кару».

Коммунисты проигнорировали эти слова, и, в тот же день, когда они вскрыли склеп с телом Тимура, началась Великая Отечественная война. Совпадение? Как знать.

Что если на могиле Чингисхана лежит ещё более страшное заклятие. Что если оно касается судеб не отдельной страны, а всего мира, всей планеты, всего человечества. Говорить тогда, что это просто совпадение, будет уже некому [ типичное суеверие- примечание мое, Даниил Носков].

Так есть ли смысл заниматься поисками этой могилы. Гораздо разумнее не тревожить прах великого кагана. Пусть он покоится с миром. Что же касается золота, бриллиантов, то человечество спокойно обходилось без них целых 800 лет, думается, что и ещё столько же потерпит, — ничего страшного не случится. 

Cтатью написал ridar-shakin

Источники: Рене Груссе «Покоритель Вселенной»Лев Гумилёв «От Руси до России»

s30556663155.mirtesen.ru

Великая Яса и Билик. Законы и изречения Чингисхана (сохранившиеся фрагменты)

Яса

1. Прелюбодей предается смерти без всякого различия, будет ли он женат или нет. 2. Кто повинен в содомии, тот также наказывается смертью. 3. Кто лжет с намерением или волхованием, или кто подсматривает за поведением другого, или вступается между двух спорящих и помогает одному против другого, также предается смерти. 4. Тот, кто мочится в воду или на пепел, также предается смерти. 5. Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза. 6. Кто даст пищу или одежду полоненному без позволения полонивших, тот предается смерти. 7. Кто найдет бежавшего раба или убежавшего пленника и не возвратит его тому, у кого он был в руках, подвергается смерти. 8. Когда хотят есть животное, должно связать ему ноги, распороть брюхо и сжать рукой сердце, пока животное умрет, и тогда можно есть мясо его; но если кто зарежет животное, как режут мусульмане, того зарезать самого... 10. Он (Чингисхан) постановил, чтобы на потомков Алибека Абу-талеба, всех до единого, не были наложены подати и налоги, а также ни на кого из факиров, чтецов аль-Корана, законодавцев, лекарей, мужей науки, посвятивших себя молитве и отшельничеству, муэдзинов и омывающих тела покойников не были налагаемы подати и налоги. 11. Он постановил уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному. Все это он предписал, как средство быть угодным Богу. 12. Он запретил своему народу есть из рук другого, пока представляющий сначала не вкусит сам от предлагаемого, хотя бы он был князь (эмир), а получающий – пленник; он запретил им есть, что бы ни было в присутствии другого, не пригласив его принять участие в еде; он запретил насыщаться одному более товарищей и шагать через огонь трапезный и чрез блюдо, на котором едят. 13. Если кто проезжает подле людей, когда они едят, он должен сойти с лошади, есть с ними без их позволения, и никто из них не должен запрещать ему это. 14. Он запретил им опускать руку в воду и велел употреблять что-нибудь из посуды для черпания воды. 15. Он запретил мыть их платье в продолжение ношения, пока совсем не износится. 16. Он запретил говорить о каком-нибудь предмете, что он нечист; утверждал, что все вещи чисты, и не делал различия между чистыми и нечистыми. 17. Он запретил им оказывать предпочтение какой-либо из сект, произносить слова, употребляя почетные названия, а при обращении к султану или к кому другому должно употреблять просто его имя... 19. Он предписал, чтобы женщины, сопутствующие войскам, исполняли труды и обязанности мужчин в то время как последние отлучались на битву... 21. Он предписал им представлять в начале каждого года всех своих дочерей хану (султану), чтобы он выбрал для себя и для своих детей... 23. Он узаконил, чтобы старейший из эмиров, когда он проступится и государь пошлет к нему последнего из служителей для наказания его, отдавал себя в руки последнего и распростирался бы пред ним, пока он исполнит предписанное государем наказание, хотя бы то было лишение живота... 25. Он предписал султану учреждение постоянных почт, дабы знать скоро обо всех событиях в государстве. 26. Он предписал наблюдать за исполнением Ясы сыну своему Чагатаю бек Чингисхану... 28. От убийства (казни за преступление) можно откупиться пенею, заплатив за мусульманина сорок золотых монет (барыш), а за китайца рассчитавшись одним ослом. 29. Тот, у кого найдется украденная лошадь, обязан возвратить ее хозяину с прибавкой десяти таких же лошадей; если он не в состоянии уплатить этого штрафа, то вместо лошадей брать у него детей, а когда не было детей, то самого зарезать, как барана. 30. Чингисова Яса запрещает ложь, воровство, прелюбодеяние, предписывает любить ближнего, как самого себя, не причинять обид и забывать их совершенно, щадить страны и города, покоряющиеся добровольно, освобождать от всякого налога и уважать храмы, посвященные Богу, а равно и служителей его. 31. (Яса предписывает): любить друг друга, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не быть предателем, почитать старших и нищих, за нарушение – смертная казнь. 32. Чингисова Яса предписывает: человека, подавившегося пищей, протаскивать под ставкой и немедленно убивать, равным образом предавать смерти, кто ступил ногой на порог ставки воеводы. 33. Если нет уже средств от питья, то должно в месяц напиваться три раза; если перейдет за три раза – виноват; если в месяц напиваться два раза – это лучше; если один раз – еще похвальнее, а если совсем не пьет, то что может быть лучше этого? Но где же найти такое средство, а если найдут, то оно достойно всякого почтения. 34. Дети, прижитые от наложницы, считаются законными и получают по распоряжению отца соответствующую долю наследства. Раздел имущества основывается на таком положении, что старший получает больше младших; меньший же сын наследует хозяйство отца. Старшинство детей рассматривается соответственно степени их матери, из числа жен одна всегда старшая преимущественно по времени брака. 35. По смерти отца сын распоряжается судьбою его жен, за исключением своей матери, может жениться на них или выдать их замуж за другого. 36. Строжайше воспрещается пользоваться чем-либо из вещей покойного, за исключением законных наследников... 38. (Об освобождении духовных лиц всех исповеданий от повинностей.) 39. Запрещено под страхом смерти провозглашать кого-либо императором (ханом), если он не был предварительно избран князьями, ханами, вельможами и другими монгольскими знатными людьми на общем совете. 40. Запрещается главам народов и племен, подчиненных монголам, носить почетные титулы. 41. Запрещается заключать мир с монархом, князем или народом, пока они не изъявили полной покорности... 46. (О соблюдении некоторых правил при убое животных в пищу.) 47. (О разрешении употреблять в пищу кровь и внутренности животных.) 48. (Список преимуществ по службе и льгот начальникам и офицерам Империи.)... 50. (Разные наказания, положенные за кражу: от смертной казни до телесного наказания – от 7 до 700 ударов.) 51. Никто из подданных Империи не имеет права иметь монгола слугой или рабом. Каждый мужчина, за редкими исключениями, обязан службой в армии. 52. (О запрещении под страхом смерти скрывать беглых рабов, кормить их и т.п.) 53. Закон о браке предписывает, что мужчина должен выкупать себе жену и что браки в первой и второй степени родства не допускаются. Мужчине предоставляется жениться на двух сестрах или иметь несколько наложниц (далее следуют обязанности жены по дому и хозяйству). Мужчинам разрешается заниматься только войной и охотой (далее – о правах потомства от разных жен). 54. Прелюбодеяние наказывается смертью. Виновные в таковом могут быть убиваемы на месте преступления. 55. (О разрешении родителям заключать брачные условия между малолетними детьми и пр.) 56. Воспрещается купаться или мыть одежду в проточной воде во время грозы. 57. Шпионы, лжесвидетели, все люди, подверженные постыдным порокам, и колдуны приговариваются к смерти... Когда Чингисхан устанавливал основные правила и наказания к ним и все передал письменно в книге, повествует ал-Макризи, он дал наименование Ясы или Ясака. Макризи далее сообщает: «Когда редакция книги была окончена, он (Чингисхан) велел эти законы вырезать на стальных досках, и сделал их кодексом для своей нации...»(По разным источникам)

Билик Чингисхан сказал: дети их не слушали нравоучительных мыслей отцов, младшие братья не обращали внимания на слова старших; муж не имел доверия к жене, а жена не следовала повелению мужа, свекры смотрели неблагосклонно на невесток, а невестки не уважали свекров, большие не воспитывали малых, а малые не соблюдали наставления старших; вельможи стояли близко к сердцу служителей, а не приводили под власть людей внешних, люди богатые видели добро, но не делали могущественными правительствующих лиц и не давали укрепления; юсун, язык и путь разума и довольства не был известен.По той причине были оппозиционеры, воры, лжецы, возмутители и разбойники. Таким людям в собственном их жилище не являлось солнце, т.е. они грабили; лошади и табуны не имели покоя; лошади, на которых ездили в авангарде, не имели отдыха, пока неизбежно те лошади не умирали, издыхали, сгнивали и уничтожались. Таково было это племя без порядка, без смысла.Когда явилось счастье Чингисхана, они пришли под его приказ, и он управлял ими посредством твердо укрепленного закона. Тех, которые были умны и молодцы, сделал беками (начальниками) войска; тем, которые были проворны и ловки, дав на руки их принадлежности, сделал табунщиками; глупых, давши им небольшую плеть, послал в пастухи. По этой-то причине дело его (Чингисхана), словно молодой месяц, возрастает со дня на день; от Неба, силою Всевышнего Бога, нисходит победоносная помощь, а на земле помощью его явилось благоденствие; летние кочевки его стали местом ликованья и пированья, а зимние кочевки приходились приятные и соответственные. Когда благостью Великого Бога я обрел эти значения и изыскал сам собой эти мысли, то по этой причине спокойствие, ликованье и пированье достигли и до сего времени. После этого и до пятисот лет, до тысячи, десяти тысяч лет, если потомки, которые родятся и займут мое место, сохранят и не изменят таковой юсун и закон Чингисхана, который от народа ко всему пригоден, то от Неба придет им помощь благоденствия, непрерывно они будут в веселье и пированье; Господь мира (Вселенной) ниспошлет им благоденствие; люди будут молиться за них, они будут долговечны, и будут наслаждаться благами. На это следуют следующие изречения:1. От добротности, строгости – прочность государства.2. Если у детей множества государей, которые явятся после этого (его), вельможи, богатыри и беки, находящиеся у них, не будут крепко соблюдать закон, то дело государства потрясется и прервется. Опять будут охотно искать Чингисхана и не найдут.5. Всякий, кто может очистить внутри у себя, тот может очистить владение от воров...7. Всякое слово, в котором согласились трое сведущих (умных), можно сказать всюду; в противном случае нельзя полагаться на него.Сравнивай слово свое и слово других со словами сведущих: если оно будет в согласности, то можно сказать, в противном же случае никак не должно говорить.8. Всякий, идущий к старшему, не должен говорить ни слова, пока тот старший не спросит; тогда сообразно вопросу пусть соответственно ответит. Если он скажет слово прежде – хорошо, коли услышит; в противном случае он кует холодное железо.9. Всякая лошадь, бегущая хорошо и в жирном теле, и если она побежит также в полтеле, такую лошадь можно назвать хорошей.Но нельзя назвать хорошей лошадь, которая бежит хорошо только в одном из этих положений...12. Всякое слово, которое сказали, думаю, что оно сильно, если его скажут серьезно, а если шутя – нельзя исполнить.13. Каким образом человек знает себя, пусть узнает и других.14. Мужчина не есть солнце, чтобы являться во всех местах людям; жена должна, когда муж займется охотой или войной, держать дом в благолепии и порядке, так что если заедет в дом гонец или гость, увидит все в порядке, и она приготовит хорошее кушанье, и гость не будет нуждаться ни в чем, непременно она доставит мужу хорошую репутацию и возвысит имя его в собраниях, подобно горе, воздымающей вершину. Хорошие мужья узнаются по хорошим женам. Если же жена будет дурна и бестолкова, без рассудка и порядка, будут от нее видны дурные качества мужа. Полустишие к этому: в доме все походит на хозяина...16. Мы отправляемся на охоту и убиваем много горных быков; мы отправляемся на войну и убиваем много врагов. Когда Всевышний Бог дает путь, и так облегчается дело, они забывают и изменяются...19. После нас род наш будет носить златом шитые одежды, есть жирные и сладкие яства, ездить на добронравных лошадях, обнимать благообразных женщин, и не скажут: (все это) собрали отцы и старшие братья наши, и забудут нас и тот великий день, (когда это было).20. Человек, пьющий вино и водку, когда опьяняется, не может ничего видеть и становится слеп. Когда его зовут, он не слышит и становится нем; когда с ним говорят, он не может отвечать. Когда становится пьян, то бывает подобен человеку, находящемуся в положении умершего: если хочет сесть прямо – не может; и будет словно человек, которому нанесли рану в голову, оставаться бесчувственным и ошеломленным. В вине и водке нет пользы для ума и искусства, нет также добрых качеств и нравов; они располагают к дурным делам, убийствам и распрям; лишают человека вещей, которые он имеет, и искусств, которые знает, и становятся постыдны путь и дела его, так что он утрачивает определенный путь. Государь, жадный к вину и водке, не может произвесть великих дел, мыслей и великих учреждений. Бек, жадный к вину и водке, не может держать в порядке дела тысячи, сотни и десятка. Простой воин, который будет жаден в питье вина, этот человек подвергается весьма большому столкновению, т.е. его постигнет великая беда. Человек простой, т.е. из черни, если будет жаден к питью вина, лишится лошади, стада и всего своего имущества и станет нищим. Слуга, жадный к питью вина, будет проводить жизнь непрерывно в смущении и страдании. Эти, вино и водка, не смотрят на лицо и сердце опьяненных, опьяняют и хороших и дурных и не говорят: дурен или хорош. Руку делают слабой, так что она отказывается брать и от ремесла своего; ногу делают нетвердой, так что отказывается от движения и прихождения, сердце и мозг делают слабыми, так что они не могут размышлять здраво: все чувства и органы разумения делают непригодными. Если нет уже средства от питья, то должно в месяц напиваться три раза: если перейдет за три – проступок; если в месяц два раза напиваться, это лучше, а если один раз – еще похвальнее, а если не пьет, то что может быть лучше того? Но где найдут такого человека, который бы не напивался? Если найдут, то он достоин всякого почтения.21. Чингисхан во время, когда предпринял поход в области китайские и пошел войною на Алтан-хана, по способу, как было определено им, он один находился на вершине холма, развязал пояс, положил на шею, развязал завязки плаща, пал на колени и сказал: «О, древний Господь! Ты знаешь и ведаешь, что прежде Алтан-хан произвел смуту и начал вражду. Он убил безвинно Укин-Бархаха и Амбагай-хана, которых схватили племена татарские и послали к нему, а это были старшие братья отца и деда моего. Я есмь ищущий их возмездия и мщения. Если знаешь, что это намерение мое правое, ниспошли свыше в помощь мне силу и победоносность и повели, чтобы мне помогали свыше ангелы, люди, пери и дивы и оказывали мне вспоможение».Такое он, молясь, произнес воззвание с наисовершеннейшим смирением. После того он отправился и двинулся. По причине чистоты и правого намерения он одержал победу над Алтан-ханом, который был такой могущественный и великий государь, у которого не было конца многочисленному войску, обширному государству и твердым крепостям его. Он овладел всеми теми его областями и детьми его.22. Однажды Чингисхан остановился на холме, называемом Алтай, и, бросив взгляд на стороны и окрестности и, видя орды и служителей, сказал: стрелки и воины мои чернеют подобно многочисленным лесам; жены, невестки и девушки алеют подобно красноцветному пламени.Попечение и намерение мое состоит в том, чтобы услаждать их рот пожалованием сладкого сахара, украшать перед, зад и плечи их парчовыми одеждами, сажать их на хороших меринов, напоить их из чистых и вкусных рек, соблаговолять их четвероногим хорошие и обильные травою места, приказывать удалять с больших дорог и путей, которые служат путями для народа, сор, сучья и все вредное; и не допускать расти в юрте комочкам и терну.23. Если из нашего рода кто-либо попустит вопреки утвержденному закону один раз, пусть его усовещивают словом; если сделает вопреки два раза, пусть действуют на него красноречием; в третий раз же пусть пошлют его в отдаленное место Балджиюн-Хульджур. Когда он сходит туда и возвратится – он будет внимателен. Если же он не образумится, пусть посадят его в оковы и тюрьму. Если выйдет оттуда добронравным и образумившимся – очень хорошо; в противном же случае пусть соберутся все родственники, составят общее совещание и положат, что с ним делать...26. Когда он послал Мухали-гована с войском в Нанкиясу (Китай) и тот, взяв 72 крепости той страны, отправил посла на служение к Чингисхану с извещением о своих завоеваниях и спрашивал, будет ли позволение возвратиться или нет, то последовало повеление ярлыка, чтобы не останавливаться до тех пор, пока не возьмет других крепостей. По возвращении посла Мухали-гован спросил: «Когда ты пришел на служение к Чингисхану и доложил речь, что он сделал?» Тот сказал: «Он сжал большой палец». Мухали-гован спросил: «Мне также положил палец?» Ответ: «Положил». Мухали сказал: «Посему не напрасно я до самой смерти служу и оказываю совершенное старание и усердие». Еще спросил: «Другой кому положил палец?» Положить палец знак повышения в заслугах. Посол ответил: «Он положил палец: Боорчу, Борохулу, Хубилаю, Джилогену, Хараджару, Джадаю, Бадаю и Кишлыку, всем им, и (Чингисхан) сказал: все они позади и впереди меня служили искусно помощью и пособиями, хорошо пускали стрелы, держали в поводу заводных лошадей, ловчих птиц на руке и охотничьих собак в тороках»...28. «Однажды я ехал с Боорчу. Двенадцать человек на вершине горного хребта сидели в засаде. Боорчу ехал сзади. Я не дождался его и, понадеявшись на силу и мощь свою, кинулся в атаку на них. Все они двенадцать вдруг пустили стрелы, и со всех сторон около меня летели стрелы, а я шел в атаку, как вдруг одна стрела попала мне в рот. Я упал и от сильной раны впал в беспамятство. В ту пору Боорчу прибыл и увидел меня, что я от раны, подобно человеку, находящемуся в агонии, дрыгаю ногами по земле и катаюсь как шар. Тотчас он нагрел воды и принес. Я выполоскал горло и выплюнул запекшуюся кровь. Ушедшая душа опять пришла к телу: обнаружились чувства и движения. Я встал и кинулся в атаку. Они испугались моей крепости, бросились с той горы вниз и отдали душу. Причина тарханства Боорчу-нойона есть та, что в такое время он оказал похвальное старание».29. Чингисхан во время молодости одним ранним утром встал со сна. Несколько темных волос в локонах его побелели. Собрание приближенных спросило: «О, Государь! Твой юношеский возраст счастливый, ты еще не достиг начала старости. Каким же образом явилась седина в твоих локонах?» Он сказал в ответ: «Так как Всевышний Господь восхотел сделать меня старшим и вождем тем и тысяч и водрузить чрез меня знамя благоденствия, то и явил на мне знак старости, который есть знак старшинства».30. Однажды Чингисхан спросил у Боорчу-нойона, который был главой беков: «Наслаждение и ликование человека в чем состоит?» Боорчу сказал: «Состоит в том, чтобы человеку, взяв на руку своего сокола сине цветного, который питался керкесом и зимой переменил перья, и сев на хорошего мерина откормленного, охотиться ранней весной за синеголовыми птицами и одеваться в хорошие платья и одежды». Чингисхан сказал Борохулу: «Скажи также и ты».Борохул сказал: «Наслаждение состоит в том, чтобы животные, подобные кречету, летали над журавлями, пока не низвергнут их с воздуха ранами когтей и не возьмут их».После того спросил так же у детей Хубилая, они ответили: «Блаженство человека состоит в охоте и в умении заставить (по своему желанию) птиц летать». Тогда Чингисхан ответил: «Вы (все) нехорошо сказали. Наслаждение и блаженство человека состоит в том, чтобы подавить возмутившегося и победить врага, вырвать его из корня, взять то, что он имеет (самого дорогого), заставить вопить служителей их, заставить течь слезы по лицу и носу их, сидеть на их приятно идущих жирных меринах, любоваться розовыми щечками их жен и целовать, и сладкие алые губы – сосать».(По разным источникам)

s30556663155.mirtesen.ru


Смотрите также