БЛЮДА В ЧЕСТЬ ЗНАМЕНИТЫХ КОМПОЗИТОРОВ. Музыкальные произведения сковороды


Музыкальная жизнь Украины - История украинской культуры Библиотека русских учебников

В первой половине XVIII века украинские земли оставались разобщенными, они входили в состав разных государств:. России,. Польши,. Турции и. Венгрии течение века велась борьба по освобождению. Пра авобережнои Украине (как и. Белоруссии), которая завершилась в конце XVIII века воссоединением ее с другими украинскими землями. Это имело большое прогрессивное значение в жизни народа, способствовало развитию экономики и культурри.

Вместе с тем, происходило дальше классовое расслоение общества, распределение свободных земель помещикам, казацкой старшине, монастырям, с одной стороны, и закрепощения крестьян, с другой стороны, не вызывало х волны протеста, повстанческие движения гайдамаков и. Опрышко.

Большую роль в общественной и культурной жизни украинского народа сыграли братства, которые возникли в конце XVI века. Это - общества, организации, объединявшие прогрессивных и образованных х и сознательных представителей интеллигенции и других слоев городского населения. В силу исторических условий братства группировались вокруг церковных приходов, хотя были почти полностью светскими организациями. В их п реагируем - борьба за родной язык, развитие литературы, образования и культуры, за православную веру. Великая историческая роль братств в организации широкой сети школ, в том числе высших учебных заведений - коллегиумов, в частности. Львовской школы,. Острожского и. Киевского коллегиумов. Впоследствии киевский коллегиум указом. Петра реформировано в"Академию наук вольных", которая стала центром науки и культуры не только п ивденно-восточного края. Российской империи, но и всех восточнославянских народов. Это заведение ежегодно посещало около тысячи учащихся как из Украины - дети казацкой старшины, духовенства, рядовых коз. Акива, мещан, так и из. России,. Белоруссии,. Молдавии,. Сербии,. Черногории,. Болгарии и. Греции. В. Киевском коллегиуме учились выдающиеся ученые и писатели, выдающиеся деятели образования и культуры -. Л. Баранович,. И. Галятовский,. Есть. Славииецьдай,. С. Полоцкий, и. Сковорода,. Ф. Прокопович,. А. Ведель и многие дру.. Ведель та багато інших.

Очень важную роль сыграли братские школы и коллегиумы в развитии музыкальной культуры. Здесь нужно отметить прежде всего такую ??деталь. Руководство братств понимало, что борьба против окатоличивания должна вес сжал в различных формах. Завоевать симпатии масс можно и через красивый, многоголосый спипів.

Пение были органической и неотъемлемой составной частью воспитания детей в школах. Учили хоровом (нотном) пения, музыкальной грамоте. В высших школах учащиеся проходили хоровую практику, основы композиции и т.д. в. Хорошо поставленное музыкальное воспитание в братских школах первой половины XVII века способствовало дальнейшему развитию профессионального музыкального искусствтва.

многоголосное пение зарождается еще в конце XVI века уже в январе 1591. Львовское братство приветствовало киевского митрополита дванадцятиголосним хором

В Украине в данный исторический период продолжает развиваться вокальная музыка. В этой области исключительная роль принадлежит выдающемуся философу, поэту, музыканту, просветителю. Григорию. Сковороде (1722-1794). Музыкально в поэтическая творчество. Г.. Сковороды - канты и песни - еще не полностью собрана и изучена. Ценный клад его творчества, дошедший до нас - сборник"Сад божественных песней", в котором сохранились текст и его песен и кантов. Среди них большую группу составляют сатирические, социально направленные песни. Особенно популярны среди них -"Ой ты, птичка жовтобоко","Стоит явор над водой","Всякому городу нрав и права"(позднее использован. ИКотляревським в"Цаталци. Полтавке"ористаний І.Котляревським в "Цаталці. Полтавці").

Сковорода расширил круг тем в песенном творчестве, дал новый толчок для развития поэтического и музыкального языка, заметно приблизив ее к фольклору. Он был предшественником. И. Котляревского - зачинателя новой й Украинский литературной какви.

Весьма популярной в то время была песня-романс, особенно в быту украинских городов. Развитие этого жанра связано с украинской поэзией. Песни-романсы состояли на тексты малоизвестных авторов. У них зву учали лирические раздумья о судьбе человека, его переживания, изображался романтический пейзаж. Ярким примером могут служить известные песни-романсы"Дивлюсь я на небо"на стихи. М. Петренко,"веют ветры","Солнце е низенько","Ой не ходи,. Грицю", которые звучат также в"Наталке. Полтавке"И. Котляревского. Немало песен-романсов был составлен в поэзии. Т.. ШевченкоЧимало пісень-романсів було складено на поезії. Т.. Шевченка.

В конце XVIII в, на основе многовековых хоровых традиций, в Украине возникает чудо мирового искусства - хоровые духовные концерты. Несмотря на свои функции храмовой музыки, они выходили за ме. Ежи церкви их появление было связано с развитием концертной жизни. Создателями духовных концертов были музыкальные гении Украина -. Максим. Березовский,. Дмитрий. Бортнянский и. Артемий. Ведель. Можно провести определенную параллель того вклада, который сделали эти композиторы в украинскую музыкальную культуру со значением для всей европейской музыки представителей венской классики -. И. Гайдна,. В. А. Моцарта и. Л. БетховенБетховена.

На рубеже XVIII и XIX веков появляются и другие жанры: симфонический, оперный и камерпо-инструментальный. Они связаны с творчеством выдающегося отечественного композитора того времени. Дмитрия. Степановича. Б. Бортнянского (1751-1825). Этот художник является автором шести опер, концертной симфонии, несколько фортепианных сонат и камерно-инструментальных ансамблей и более тридцати хоровых концертеів.

Гениальный композитор, пианист, дирижер, хормейстер. Дмитрий. Бортнянский стал первым в истории украинской музыки композитором, который получил европейского уровня музыкальное образование и поднял украинский музы ичну культуру на ступень европейской культуры. Большое значение. ДБортнянського заключалось еще и в том, что он закрепил в украинской музыке европейские музыкальных жанрах, прежде оперы и симфонии. Выразительная и проникновенная мелодика произведений композитора, типичные приемы народного хорового пения шли от фольклорных источниковела.

Выдающийся французский композитор. Гектор. Берлиоз, услышав в 1847 году хоровые концерты. Бортнянского, был поражен и до глубины души потрясен. Вот что писал. Берлиоз о его музыку:"В ней выделялись ся морковь, шепот, который лишь во сне не раз слышится, странные акценты, своей силой подобные крика или плач, неожиданно разрывают сердце, приподнимают грудь, сдавливают, перенимают дыханиеподих".

Находясь на учебе в. Италии и работая там пианистом, композитором и капельмейстером. Придворной капеллы,. Д. Бортнянский воспринял влияния итальянской оперы. По его оперного творчества в классическую спадщ щину украинской музыки вошли такие ее образцы, как"Креонт","Алкид","Сокол","Сын-соперник","Праздник синьора"Син-суперник", "Свято синьйора".

Выдающимся представителем украинской культуры этого периода был также. Максим. Березовский родом как. Д. Бортнянский с м. Глухова. Судьба его была драматической. Он имел прекрасный голос и большой музыкальный и. Алант. После окончания. Киевской академии. М. Березовский попал сначала в придворной капелле в. Петербурге, а оттуда - в. Италию в. Болонскую академию. Там он получил музыкальное образование в то же время и у того же педагога - падре. Мартини, у которого учился. Моцарт. М. Березовский завоевал себе признание на лучших оперных сценах. Италии. Поставив с большим успехом свои оперы"Демофонт"и"Ифигения", композитор возвращается в. Петербург. Здесь его ждали интриги, зависть, заставляла непонимание, которые довели его до отчаяния и уныния. Не найдя поддержки своему таланту и соображений ния, 32-летний. М. Березовский покончил жизнь самоубийствоський покінчив життя самогубством.

Оперная наследие композитора проявляет высокий художественный и профессиональный уровень и несет влияния лучших достижений итальянской оперы. Исключительно выразительные и мелодичные его церковные произведения. Они проникнуты проницательным м лирическим высказыванием и мелодикой, которая напоминает интонации украинского песенного известное произведение. М. Березовского - хоровой концерт"Не отвержи меня во время старостистарости".

Наряду с кантом развивается в городском быту жанр единогласной песни с сопровождением клавикордов, бандуры, торбан, впоследствии - фортепиано конце XVIII века она вытесняет кант из музыкальной практики и и сама эволюционирует в так называемую песню-романс. Некоторые образцы песен-романсов приобретают широкое распространение и переходят в народнопесенную культуру. Песни давнего времени сохранились в виде мелодий без сопровождения, т.к. аккомпанемент импровизувався и редко записывался. По характеру они весьма разнообразны: от лирико-эпических и исторических до шуточных и юмористическихчних.

Авторство сольных песен, как и кантов, установить сейчас довольно трудно их создавали студенты коллегиумов и. Киевской академии, ргенты хоров и учителя пения, музикапты-крепостные. Только единичные фамилии а дошли до пас. Известно, например, что автором песни"Ехал казак за. Дунай"был казак. Семен. Климовский. Время написания произведения - начало XVIII века. Вскоре эта песня становится народной. Она также становится видом й и часто выполняемой в разных странах. Европы:. Франции,. Германии,. Польшеімеччині,. Польщі.

Дальнейшее развитие сольной песни с сопровождением, собственно песни-ро-манс, связан с именами многих поэтов и композиторов второй половины XVIII века. Одно из ведущих мест принадлежит. Г. Сковороде

Философ, поэт, педагог-просветитель и композитор. Григорий. Са-вич. Сковорода (1722-1794) родился в г. Чернухи на. Полтавщине. После окончания четырехлетней дьяковской школы в родном городке отец от ддае его в. Киевскую академию. Здесь он учился с перерывами с 1734. К 1753 года; рядом с философской и литературной получил и музыкальное образование. Почти три года (1741-1744). Григорий находился в. Петерб. РЗИ в. Придворной певческой капелле. Этот коллектив насчитывал в те времена более 50 участников. Хор ежедневно имел репетиции - шлифовал репертуар, разучивал новые произведения, принимал участие во всех торжествах и праздниках пр и царском дворе, в церковных службах, а также в оперных спектаклях (в частности, в сопротивлении. И-А. Гассе"Милосердие. Тита"). Итак,. Григорий. Саввич в капелле совершенствовал свои музыкальные знания - изучал вокальную (хоро ву) и оперную музыку. Повышалась его исполнительское мастерство, развивалась композиторское творчество. После освобождения из капеллы он получает звание придворного уставника (уставник-регент, дирижер, ке ривник хораигент, керівник хору).

В 1744-1745 гг. Сковорода продолжает обучение в. Киевской академии, в классе философии. Однако уже в августе 1745 он едет за границу, в венгерское городок. Токай. Хотя. Сковороду официально взяли на должность певчего--уставника при делегации генерал-майора. Ф. С. Виш-невского, он ни певчим, ни регентом там не работал, а, пользуясь благосклонностью. Вишневского, путешествовал и учился в разных городах. Европы -. Будапе. Шти,. Братиславе,. Вене,. Венеции,. Флоренции,. Галле (т.е. в. Венгрии,. Словакии,. Австрии,. Италии,. Германиичині).

В 1751-1753 годах. Сковорода - снова студент. Киевской академии. Однако ему так и не довелось завершить полный курс обучения. Григория рекомендуют домашним учителем к богачу. С. Тамары в село. Каврае на. Черкасщине, где он пробыл с небольшим перерывом до 1759 рокку.

Если киевский и петербургский периоды. Сковорода-музыкант проявил себя главным образом как автор кантов и культовых произведений - служб, концертов, псальм, то в. Каврае его интересуют чисто светские жанр ры. Тогда были созданы его песни"Всякому городу нрав и права","Ой ты, птичко жолтобоко","Стоит. Явор над горойquot;Стоїт явор над горою".

Пять лет (с 1759 по 1764) и в 1768-1769 гг. Григорий. Са-вич. Сковорода преподавал в. Харьковском коллегиуме - вел классы поэтики, синтаксимы, преподавал греческий язык и пение. Он написал тогда ряд поэтических произведений, вошедших в цикл"Сад божественных песен", первые философские произведения и т.д.. Сковорода был педагогом по призванию. Он - человек широких энциклопедических знаний, исключительного таланта как поэт, сп. Ивак и музыкант - всегда и везде завоевывал большое уважение и любовь своих товарищей и воспитанников. То, как преподавал. Сковорода поэтику, вызвало беспокойство у"высокого начальства", и оно сумело найти пути, чтобы навсегда освободиться от свободолюбивой человека, которым был. Григорий. Саввы, якою був. Григорій. Савич.

последние 25 лет. Сковорода вел бродячий образ жизни. Он был народным учителем-просветителем, философом, музыкантом. Путешествуя от села к селу, от города к городу, ресниц - желанный гость в доме каждой ого труженика. Люди тянулись к нему как к истинному советчика, верного друга. Сковорода поддерживал связи со многими своими знакомыми, коллегами, друзьями. Он переписывался с ними, гостил у них дома. Продолжи а дружба у него была с. Михаилом. Коваленським, бывшим его учеником. Сохранилось их многолетняя переписка. Большую ценность имеет биография. Г.. Сковороды, написанная. Коваленським еще при жизни философ філософа.

В последний период жизни. Григорий. Саввич написал тридцать"Харьковских басен", ряд философских произведений (например,"Алфавит, или. Букварь мира"), делал переводы произведений древнегреческих писателей и т.д.

Умер. Г. Сковорода 9 ноября 1794 (по новому стилю) в селе. Ивановка (ныне -. Сковородиновка) на. Харьковщине

Его поэтическое и философское наследие достаточно большая и ценная. Музыкальный потенциал - меньше, может, и потому, что многие произведения. Сковороды сохранилось. Те, что дошли до нас, известны не в оригинале, а в народн них перепевах. Известно также, что его музыкальные произведения, в частности канты и песни-романсы, быстро распространялись среди народных масс, были очень популярны еще при жизни. Сковородыоди.

Влияние творчества. Г.. Сковороды на развитие песни и канта чрезвычайно большой. Самая его заслуга в том, что он расширил тематику и круг образов упомянутых жанров. Здесь и глубокие, философские размышления о с общество, о силах, которые им управляют, здесь и юмор, и едкая сатира, которой вскрываются недостатки тогдашней жизни. Нередко. Сковорода в своих произведениях выступает как борец за правду, за чистоту человеческих касается. НКИнків.

"Музыка, песня, - пишет музыковед. О. Шреер-тка-ченко, - стали для. Сковороды одним из важных средств выражения и распространения своих философских идей, социальных взглядов. Он видел в искусстве раз решимость, а путь к человеческому сердцу, к пробуждению человеческой мысли. Его произведения призывали к самосовершенствованию, к оздоровлению человеческого обществаспільства".

Как уже упоминалось, песню"Всякому городу нрав и права"Сковорода написал в. Каврайский период. Это произведение является одним из ярчайших образцов сатиры XVIII века. Здесь высмеиваются продажность и разгульность ь дворянства, плутовской суд, лживое купечество тощупецтво тощо.

Еще при жизни поэта песня"Всякому городу нрав и права", как и ряд его других произведений, стала широко распространяться в быту. Например, в народной опере"Наталка. Полтавка"это произведение, переделанный. И. Котля яревським, стал характеристикой отрицательного персонажа - г. Возногрсонажа - пана. Возного.

Сковорода расширил круг тем в песенном творчестве, дал новый толчок для развития поэтического и музыкального языка, заметно приблизив ее к фольклору. Он был предшественником. И. Котляревского - зачинателя новойля новой украинского литературного языкави.

Третий из плеяды выдающихся украинских композиторов XVIII ст является. Артемий. Ведель (1767-1808). Как и. М. Березовский,. Ведель получал образование в. Киевской академии. Имея прекрасный голос, он возглавил в академии с студенческий хор, а также играл как солист на скрипке в студенческом оркестре. Жизненная судьба композитора сложилась драматично. Царь. Павел I увидел в нем опасную для власти человека,"крамольника"и веришь. См. лишить его возможности творить и общаться с людьми. Композитора поместили в так называемый"инвалидный дом"После освобождения. Ведель ушел послушником в. Киево-Печерскую лавру. Занепавшы духом, он не возвращался больше к творчеству и вскоре умер. Могила его затерялась помер.. Могила його загубилася.

Творческое наследие, которое оставил композитор является настоящим бриллиантом национальной культуры. Музыка. Веделя поражает глубокой искренностью и задушевностью, проникновенным лиризмом и певучим мелодизмом. Особенно выразительным мы хоровые концерты духовного содержания. Во многих из них он обращается к народнопесенных источников. Например, один из отрывков его"Херувимской"ассоциируется с мелодией песни, которая известна под названием"проститутки и, ветер, на Украину", в"покаянной трио"звучат интонации популярной песни-романса"Ехал казак за. Дунай"Таким образом церковная музыка выходила за пределы богослужения, приобретала национальных признаков, отб иваючы гуманистические идеи передовой культуры эпохи. Кроме того, ее начали писать композиторы-профессионалы, и один из них был именно. Ведельори-професіонали, і один з них був саме. Ведель.

Выражением украинской профессиональной музыки следует воспринимать также возникновения инструментальных жанров. Первым инструментальным концертом не только в Украине, но и в. Восточной. Европе стали соната для скрипки т и клавира. Максима. Березовского и концерт для оркестра и клавира. Дмитрия. Бортнянського.

Данный исторический период знаменателен появлением классической венской школы, подарившей миру трех великанов музыкальной культуры -. И. Гайдна,. Л. Моцарта,. Л ван. Бетховена. Венская классика свидетельствовала о существований ния высокой профессиональной музыки, отделения ее в самостоятельный пласт художественного творчества. Именно в этот период расцветают такие сложные музыкальные жанры и формы, как симфония, соната, а также. Интенс вно развивается инструментальная музыкантовузика.

Влияние венской классики почувствовала вся мировая культура, в том числе музыкальная культура Украины ее крупнейшими представителями этой эпохи является. МБерезовський,. ДБортнянський,. АВедель. Специфика украинских м узикы заключалась в тесной связи с народными песенными источниками и традициями хорового пения. Поэтому особенно развитыми оказались жанры хоровой музыки, прежде всего, хорового концерта. Хоровые концерты, я ки продолжали каноны церковного музыкального быта и впитывали в себя черты классического стиля, одновременно несли явные признаки народного творчества результате хоровые концерты выходили за пределы церкви, по ширюючись среди различных слоев - от простых людей до аристократических салонов. Эти композиторы сумели воплотить прогрессивные идеалы своего времени, где в специфической форме звучит протест человека против насилия, с а, несправедливости, сумели объединить достижения отечественной и западноевропейской музыкальной культур культури.

uchebnikirus.com

Флейта Сковороды | Газета «День»

Григорий Саввич Сковорода транслировал свою философию через слово и музыку, а постоянной спутницей его странствий всегда была флейта...

В одном из своих произведений Сковорода точно создал фильм о самом себе через созерцание архангелов Божьих, якобы наблюдающих за ним с неба: «Глядя вниз, видят там, справа от всякого суетливого люда, одинокого путешественника Сковороду. Бодрым шагом ступает он с жезлом и тихо напевает... Поет, поглядывает то направо, то налево... Отдыхает у ручья или на зеленой лужайке... Этот странник ступает ногами по земле, а сердце его пребывает на небесах и радуется...»

«МУЗЫКА ОБРАЩАЕТСЯ К ДУШЕ НАШЕЙ»

О чем же пел этот философ-странник, и какие мелодии выводила его верная спутница — флейта? Ведь философию он воспринимал как «самую совершенную музыку», свои стихи называл песнями, симфониями, сонатами, а слово звучало для него мелодией. Его считали праведником, исцеляющим своими песнями и волшебной игрой душевные раны одиноких, нищих и обездоленных. По его разумению, «музыка обращается к душе нашей», в ней он видел «источник мыслей благодарных» и способ обобщения мира.

Свои мелодии, по рассказам друзей, Григорий пел еще ребенком, стремясь к уединению и созерцанию окружающего мира. А импровизируя на свирели, усовершенствовал инструмент и свою игру настолько, что мог передавать на нем рулады поющих птиц. В семье малоимущего казака Саввы Сковороды пели украинские песни, верно соблюдали народные обряды и строго придерживались церковных традиций. Позже философ-музыкант даст образное и символическое название родному фольклору — «трехтысячелетняя печь». По словам его ближайшего друга и ученика Михаила Ковалинского, «Григорий, по седьмом году рождения приметен был дарованием к музыке. В церковь ходил он самоохотно на клирос и певал отменно». В сельской школе, как тогда было положено, разучивал псалмы, ирмосы: требовалось знать пение «осьмогласное» и пение «подобное», составлять собственную мелодию на слова псалма или ирмоса, текст на заданную мелодию. Словом, образование того времени давало хорошую музыкальную подготовку на основе церковных богослужений.

Прекрасный голос Григория, умение играть на народных инструментах и общие познания открыли ему двери одного из лучших европейских учебных заведений того времени — Киево-Могилянской академии. «Юный пришелец с первого же раза обратил на себя внимание дирижера певческой капеллы и немедленно вступил в хор». Освоив такие музыкальные инструменты, как скрипка, орган, флейттраверс (поперечная флейта), виртуозно играя на лире, гуслях, бандуре, он стал незаменимым в студенческом оркестре. Невероятно любознательный, Григорий овладел в Академии принципами партесного (многоголосного хорового) концерта, изучал музыку Иоанна Дамаскина, постигал законы композиции. Ведь в Могилянской академии продолжали традиции выдающихся музыкантов-просветителей Феофана Прокоповича, Григория Конисского, Лазаря Барановича, уже была известна «Граматика мусикійська» Николая Дилецкого, именно здесь получали образование музыкальные гении Украины Максим Березовский, Артемий Ведель и другие мастера. Известно также, что бурсак Сковорода знал очень много разных песнопений, и когда в Киев приехал из Петербурга некий Головня, Григорий знакомил его с новой на то время «киевской нотацией».

Бурсаки, и среди них Сковорода, участвовали во всех городских праздниках и торжествах, в том числе по случаю приезда в Киев царских особ. В их честь приходилось петь церковные службы и гимны, светские и народные песни, приветственные канты и псалмы. Музыка сопровождала также философские диспуты в Академии: перед их началом хор пел гимн, оркестр играл марш, в перерывах певчие исполняли концерты и канты, оркестр — инструментальные пьесы. Завершался диспут хоровым пением «Достойно есть». Любимым занятием бурсаков были постановки школьных драм и вертепных представлений. Различные источники утверждают, что одним из исполнителей, а также автором музыки к бурсацким представлениям был Григорий Сковорода. И называют примеры: канты «Песнь Рождеству Христову в нищете Его», «Радуйся, верных озаряющая», кант-колядку «Ангелы, снижайтесь».

Своей игрой на инструментах «хлопцы» (так называли студентов-бедняков) развлекали мещан на киевских площадях, зарабатывали себе на хлеб насущный пением в домах и на улицах. Такой способ зарабатывания называли «меркованием». За обещанную копейку приходилось читать и всенощную молитву над усопшим. Во время каникул бурсаки получали «епетицию» (свидетельство) на «испрошение пособий» и расходились по Украине зарабатывать себе на зиму.

Владение многими инструментами, хороший голос, познания в области музыки определили дальнейшую музыкальную карьеру Григория Сковороды. Киевского бурсака направили в Петербург, в Придворную певческую капеллу — один из лучших на то время музыкальных коллективов Европы. В разное время там звучали также голоса выдающихся соотечественников Сковороды — Марка Полторацкого, Максима Березовского, Дмитрия Бортнянского, Семена Гулака-Артемовского, Федора Якименко.

Успехи 20-летнего Григория были столь значительны, что он получил звание «придворного уставщика» (солиста хора) с соответствующим материальным обеспечением. Капелла и ее солист Сковорода пребывали в центре всех музыкальных событий Петербурга: ни один бал, ни одно торжество не проходило без участия Придворного хора. Кроме церковных песнопений и народно-бытовой музыки, исполнялись западноевропейские произведения. Ведь с 30-х годов ХVIII века в светских развлечениях Российской империи воцарилась мода на концерты и начало развиваться оперное искусство. В первых оперных спектаклях — «Сила любви и ненависти», «Александр в Индии», «Селевк» итальянца Франческа Арайи — среди 50 хористов пел и Сковорода. А в Москве, на коронации Елизаветы (1742 г.) Григорий с придворной капеллой участвовал в исполнении «Пролога» Якоба Штелина и оперы «Милосердие Тита» немецкого композитора Гессе. По случаю коронации Елизаветы состоялись торжества также в Киеве, которые сопровождала Придворная капелла. Свободолюбивый Григорий Сковорода воспользовался случаем и не вернулся в Петербург, а остался продолжать обучение в своей alma mater. Благодаря знанию многих иностранных языков, высокой эрудиции его отобрали в 1750 году для сопровождения царской миссии в Венгрии. Но и здесь проявился свободолюбивый характер Сковороды. От возложенных на него обязанностей он отказался и отправился путешествовать по городам и деревням Венгрии, Австрии, Италии. Трехлетние странствия значительно обогатили его музыкальный опыт и, прежде всего, его песенное творчество: в ту эпоху в Западной Европе очень популярной была вокальная лирика.

«ОХРАННАЯ ГРАМОТА»

Вернувшись на Родину, Григорий Саввич щедро делился своими музыкальными знаниями. Частный сельский учитель, преподаватель Харьковского коллегиума Сковорода представлял образ уникального на то время педагога: к ученикам он приходил, держа в руках не привычную указку или розгу, а свирель и флейту! Проводил уроки пения, импровизируя на своих инструментах, вел занятия с хором в сопровождении органа, занимался со школьным оркестром, приглашал лирников и пел с ними украинские песни, свои канты. В Харькове он охотно бывал на домашних музыкальных вечерах, где пел и солировал на флейте.

Любимый инструмент философа-музыканта иногда служил ему охранной грамотой. Известный факт, что Екатерина II просила Сковороду через своего посланника Потемкина переселиться в Петербург. Тот докладывал впоследствии царице о встрече с философом-путешественником на Харьковщине: он сидел со своей флейтой у дороги, а рядом паслась овца. Выслушав царское предложение, Сковорода ответил рифмованным отказом: «Передайте матушке-царице: мне моя свирель и овца дороже царского венца». Избрав судьбу странствующего учителя, философа и народного певца, Григорий Саввич, «переходя из города в город, из деревни в деревню, всегда пел по дороге или, вынув из-за пояса свою любимицу флейту, наигрывал на ней свои грустные фантазии и симфонии». Пел народные песни, а также духовные и светские канты и псалмы, закладывая тем самым историю украинской песни-романса.

К сожалению, не найдены сделанные рукой Сковороды записи мелодий. Некоторые из них сохранились благодаря народным исполнителям, передававшим их из поколения в поколение. Его песни пели украинские рапсоды-бандуристы, лирники, странствующие дьяки, чумаки. Видоизменяясь со временем, они воспринимались как народные, именуемые также как «сковородинские». И поныне хорошо известны его сатирическая песня «Всякому городу нрав и права», лирические канты «Стоїть явір над горою», «Ой ти, птичко жолтобоко», песня-псалом «Ах поля, поля зелені». А песня «Ах, пішли мої літа» была напечатана с нотами еще при жизни Сковороды в «Богогласнике», опубликованном в 1790 году в Почаевской типографии. Сохранились также записанная Николаем Лысенко от кобзаря Остапа Вересая «сковородинская» песня-псалом «Про правду и кривду», также песня «Солнце и пташка», которую, по преданию, пел хор крепостных князя Потемкина. Григорий Квитка-Основьяненко утверждал, что радостный и торжественный напев «Христос воскресе» и канон «Воскресения день» также принадлежат Григорию Сковороде.

«ЭТОТ СТРАННИК СТУПАЕТ НОГАМИ ПО ЗЕМЛЕ, А СЕРДЦЕ ЕГО ПРЕБЫВАЕТ НА НЕБЕСАХ И РАДУЕТСЯ»

В Национальной библиотеке Украины им. В. Вернадского хранится в рукописном варианте музыка на текст «Херувимской», автор которой указан под именем «Грицько» с пометкой также как «8-голосная служба Грицкова». Исследователи утверждают, что создатель этой величественной и задушевной музыки, близкой к украинским песенным интонациям, не кто иной, как сам Григорий Сковорода. И поражаются мастерскому владению композиторской техникой, органическому единству народного многоголосия и классической полифонией, смелостью ладового и гармонического мышления. В Историческом музее в Москве хранится рукописный сборник литературных произведений Сковороды. На одной из страниц «Песни Рождества Христова в нищете Его» записаны ноты мелодии, очень напоминающей украинские народные песни и, как доказывают музыковеды, также творения автора поэтического текста.

Как-то Григорий Сковорода признался: «Не могу сыграть в театре света никакой роли умело, кроме низкой, простой, беспечной, одинокой: я сию роль избрал, взял и тому рад...» Так же для своих песен он выбрал простоту и сердечность. Даря одну из них, Григорий Саввич скромно заметил: «правда, песня наша почти совсем сельская и написана простонародным языком, но я смело заявляю, что при всей простонародности и простоте, она искренне чиста и непосредственна».

Еще образнее говорит о музыке Сковороды его, упоминавшийся уже друг, Михаил Ковалинский: «Она преисполнена гармонии простой, но величавой, проникновенной, волшебной, нежной...» Ведь если вернуться к словам самого Сковороды, «этот странник ступает ногами по земле, а сердце его пребывает на небесах и радуется».

day.kyiv.ua

БЛЮДА В ЧЕСТЬ ЗНАМЕНИТЫХ КОМПОЗИТОРОВ

музыка и кулинария 600 х 340

 

Многие знаменитые композиторы не только сочиняли превосходную музыку, но и хорошо разбирались в кулинарии. Сочетая оба таланта, они даже создавали музыкальные произведения на гастрономические темы. Вспомнить, хотя бы, музыкальную миниатюру Россини “Четыре закуски” или “Кофейную кантату” И. С. Баха.  Кулинары не оставались в долгу и называли свои блюда в честь знаменитых композиторов. Поэтому имена некоторых из музыкантов оказались запечатленными не только в истории музыки, но и в истории мировой кулинарии.

портрет Джоаккино Россини (1874)Джо­ак­ки­но Рос­си­ни (1792–1868) бес­спор­но явля­ет­ся самым зна­ме­ни­тым ком­по­зи­то­ром-гур­ма­ном.  К 37 годам сво­ей жиз­ни он создал более 40 опер и с лег­ким серд­цем ушел на покой, все­це­ло посвя­тив себя сво­е­му вто­ро­му при­стра­стию – кули­на­рии.Отда­вая долж­ное все­му мно­го­об­ра­зию вку­со­вых соче­та­ний, Рос­си­ни наи­бо­лее изыс­кан­ным счи­тал соеди­не­ние в одном блю­де фуа-гра и трю­фе­лей. Такое соче­та­ние и полу­чи­ло имя вели­ко­го ком­по­зи­то­ра. Суще­ству­ет пас­та a la Rossini, омлет, кури­ца и, конеч­но, тур­не­до Рос­си­ни. Блю­до в честь зна­ме­ни­то ита­льян­ско­го маэст­ро гото­вит­ся из говя­жье­го филе, фуа-гра, трю­фе­лей и пода­ет­ся в соусе маде­ра.

(Боль­ше о Рос­си­ни-кули­на­ре и рецеп­те тур­не­до мож­но про­чи­тать в ста­тье на сай­те).

 

Даниэль ОберДани­эль Обер (1782 – 1871) про­сла­вил­ся, как осно­во­по­лож­ник жан­ра фран­цуз­ской «боль­шой» опе­ры. Его про­из­ве­де­ния были настоль­ко попу­ляр­ны, что пова­ра мно­го­чис­лен­ных ресто­ра­нов, где он любил про­во­дить вре­мя, не раз посвя­ща­ли ему свои блю­да. В честь зна­ме­ни­то­го фран­цуз­ско­го ком­по­зи­то­ра были назва­ны и “Яйца Обер” или “Яйца по-обе­ров­ски” (Oeufs Auber), сей­час прак­ти­че­ски исчез­нув­шие из меню.

Для при­го­тов­ле­ния яиц по-обе­ров­ски поло­вин­ки поми­дор напол­ня­ли под­жа­рен­ным кури­ным фар­шем, сме­шан­ным с наре­зан­ны­ми трю­фе­ля­ми. Свер­ху водру­жа­ли яйцо-пашот. Пода­ва­ли с соусом велю­те и трю­фе­ля­ми, сва­рен­ны­ми в шер­ри.

 

Гектор БерлиозГек­тор Бер­ли­оз (1803- 1869) вошел в исто­рию музы­ки как бес­ком­про­мисс­ный рево­лю­ци­о­нер- нова­тор. Со всем пылом роман­ти­че­ско­го иде­а­лиз­ма, он внед­рял инно­ва­ции в гар­мо­нии и инстру­мен­тов­ки. Свои про­из­ве­де­ния музы­кант созда­вал, сидя за сто­ли­ка­ми кафе или ресто­ра­нов. Ком­по­зи­тор-роман­тик был частым гостем в Café de Paris, кото­рый на ту пору счи­тал­ся самым доро­гим и эле­гант­ным ресто­ра­ном Пари­жа. Бер­ли­оз вспо­ми­нал в сво­их мему­а­рах:

«К моей боль­шой радо­сти, две мои опе­ры созре­ли, роди­лись и были поло­же­ны на бума­гу под горя­чий шоко­лад и пирож­ные “Cafe de Paris”.

Сре­ди все­го гастро­но­ми­че­ско­го мно­го­об­ра­зия ком­по­зи­тор все-таки отда­вал пред­по­чте­ние не десер­там и сла­до­стям, а обсто­я­тель­но­му кури­но­му фри­ка­се. Если верить его днев­ни­кам, то маэст­ро зака­зы­вал это блю­до в париж­ских ресто­ра­нах поряд­ка 300 раз.Неуди­ви­тель­но, что уже после смер­ти Бер­ли­о­за зна­ме­ни­тый париж­ский кули­нар Кази­мир Моис­сон посвя­тил ком­по­зи­то­ру блю­до “Кури­ные груд­ки а-ля Бер­ли­оз”.

 

Куриные грудки а-ля Берлиоз (с гарниром из фаршированных артишоков)

grilled chicken stuffed artichoke

Ингре­ди­ен­ты:4 кури­ных груд­ки, раз­де­лен­ных на две поло­вин­ки2 яйца, слег­ка взби­тых с 2 ч.л. воды1/4 ста­ка­на муки(для пани­ров­ки)1/4 ста­ка­на сли­воч­но­го мас­ла1 ста­кан кури­но­го бульо­на1 ста­кан взби­тых сли­воксоль, моло­тый перец по вку­су

Для гар­ни­ра:8 боль­ших или 16 малень­ких арти­шо­ков350 г поре­зан­ных шам­пи­ньо­нов2 ст.л. сли­воч­но­го мас­ла2 ст.л. взби­тых сли­вок2 ст.л. измель­чен­но­го реп­ча­то­го лукасоль, чер­ный перец по вку­су

Кури­ные груд­ки посо­ли­те и попер­чи­те. Обмак­ни­те их сна­ча­ла во взби­тые яйца, затем в муку. В ско­во­ро­де рас­то­пи­те мас­ло и под­жарь­те на нем кури­ные груд­ки. Добавь­те бульон и слив­ки, дове­ди­те до кипе­ния и на мед­лен­ном огне дове­ди­те груд­ки до готов­но­сти.Про­ту­ши­те гри­бы и лук до золо­ти­сто­го цве­та. Добавь­те слив­ки, посо­ли­те и попер­чи­те по вку­су. У арти­шо­ка уда­ли­те лож­кой сере­ди­ну и зафар­ши­руй­те гриб­ной сме­сью. Поставь­те нафар­ши­ро­ван­ные арти­шо­ки в духов­ку, разо­гре­тую до 200C на 5 минут.Пода­вай­те кури­ные груд­ки вме­сте с фар­ши­ро­ван­ны­ми арти­шо­ка­ми, сбрыз­нув лимон­ным соком.

 

В честь вели­ко­го австрий­ско­го ком­по­зи­то­ра Вольф­ган­га Ама­дея Моцар­та были назва­ны шоко­лад­ные кон­фе­ты с начин­кой из мар­ци­па­на - моцарт­ку­гель.

Original Salzburger Mozartkugeln 700 х 525

Вольфганг Амадей Моцарт 450 х 661

Их авто­ром явля­ет­ся зальц­бург­ский кон­ди­тер Пауль Фюрст, впер­вые изго­то­вив­ший моцарт­ку­гель еще в 1890 году. До сих пор аутен­тич­ные кон­фе­ты про­из­во­дят­ся вруч­ную в неболь­шой кон­ди­тер­ской Зальц­бур­га по ста­рин­но­му рецеп­ту и назы­ва­ют­ся Original Salzburger Mozartkugel. (Боль­ше о кон­фе­тах Моцар­та и их про­из­вод­стве мож­но про­чи­тать здесь).

 

“Пас­та а ля Нор­ма” явля­ет­ся самым извест­ным сици­лий­ским блю­дом. По пре­да­нию, свое назва­ние она полу­чи­ла в честь зна­ме­ни­той опе­ры “Нор­ма”, напи­сан­ной ком­по­зи­то­ром Вин­чен­цо Бел­ли­ни в 1831 году.

Гово­рят, что во вре­мя напи­са­ния это­го шедев­ра ком­по­зи­тор имел обык­но­ве­ние зака­зы­вать в ресто­ране веге­та­ри­ан­скую бакла­жан­ную пас­ту. После три­ум­фаль­но­го успе­ха опе­ры, вла­де­лец ресто­ра­на в дань ува­же­ния ком­по­зи­то­ру назвал свое самое попу­ляр­ное блю­до “пас­той а ля Нор­ма”.

Дру­гая вер­сия гла­сит, что сици­лий­ский писа­тель Нино Мар­то­лио попро­бо­вав эту пас­ту, вос­клик­нул “Нор­ма!”, тем самым выра­зив выс­шую сте­пень вос­хи­ще­ния, при­рав­няв блю­до к музы­каль­но­му шедев­ру.

Винченцо Беллини 570 х 760Сцена из оперы Норма 750 х 475

В те вре­ме­на пас­ту пода­ва­ли на блю­де, вна­ча­ле раз­ме­стив как осно­ву бакла­жа­ны, потом сами мака­ро­ны, а свер­ху зали­ва­ли соусом. Все это сим­во­ли­зи­ро­ва­ло вели­че­ствен­ный вул­кан Этна – зем­лю, снег и лаву. Сей­час же все ком­по­нен­ты сме­ши­ва­ют и перед пода­чей посы­па­ют тер­тым сыром.

Паста а ля Норма

Паста а ля Норма 800 х 533

Ингре­ди­ен­ты:

300 гр пас­ты пенне (корот­кие полые тру­боч­ки с косы­ми кра­я­ми)4 ст. л. олив­ко­во­го мас­ла400 гр тома­тов без шкур­ки в соб­ствен­ном соку(1 бан­ка) или све­жие поми­до­ры1 сред­ний бакла­жан50 гр твер­до­го сыра (пар­ме­зан)Соль, перец, чес­нокСухой оре­га­но, бази­лик

Отва­ри­те пас­ту в под­со­лен­ной воде до готов­но­сти. Нарежь­те бакла­жан доль­ка­ми или кру­жоч­ка­ми. Посо­ли­те и дай­те посто­ять 15–20 мин., что­бы ушла горечь. Про­мок­ни­те высту­пив­ший сок и обжарь­те бакла­жа­ны на олив­ко­вом мас­ле. Мас­ло нали­вай­те на ско­во­ро­ду по мини­му­му – бакла­жа­ны силь­но его впи­ты­ва­ют, и соус может полу­чить­ся слиш­ком жир­ным.Добавь­те чес­нок, тома­ты и оре­га­но. Про­ту­ши­те все вме­сте на мед­лен­ном огне 10 мин. Если люби­те более насы­щен­ный вкус, мож­но доба­вить лимон­ный сок.Сме­шай­те пас­ту с соусом, посыпь­те тер­тым сыром и укрась­те бази­ли­ком.

www.art-eda.info

Лучшие произведения классической музыки которые должен послушать каждый

К сожалению, далеко не все любят классическую музыку, понимают ее ценность и способность развивать эстетические стороны человека. Данная проблема, на мой взгляд, очень важна. 

Поэтому, стоит всерьез ею заняться, чтоб заинтересовать как можно больше людей, преимущественно молодежи. Искусство прекрасно и прекрасны ее великие шедевры. Прослушивание произведений классической музыки способствует развитию положительных качеств человека. Хочу для начала выделить лишь некоторые произведения в классической музыке. Которые достойны быть, на мой взгляд, лучшими.

Фаворитом является «Первый концерт для фортепиано с оркестром» П. И. Чайковского. Музыка Чайковского наполнена русским колоритом, некой сказочностью (ведь великий русский композитор написал очень много музыкального сопровождения для балетов, опер, которые положены на популярные детские сказки).

Данный концерт по праву  является «королем королей» всех фортепианных концертов. Музыка Чайковского наиболее известна широкой публике слушателей, является наиболее доступной в ее понимании. «Концерт № 1» собрал в себе все самые лучшие черты всего творчества П.И. Чайковского.

Также к шедеврам классической музыки следует отнести «Времена года» Вивальди. Этот шедевр также широко известен публике, которая включает в себя не только профессионал классической музыки.

Невозможно не упомянуть «5 симфонию» Л.В. Бетховена. Данная симфония давно уже призвана величайшим произведением всех времен и народов. Эта симфония известна своей основной темой - «мотив судьбы» .

Конечно же, в данный список по праву входит опера В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро», написанная на либретто по одноименной пьесе Бомарше. Это вершина творчества композитора. Это произведение считается по истине прекрасным. 

В списке великих произведений классической музыки также занимает особое место вокальный цикл великого немецкого композитора Шумана «Любовь поэта». Этот величайший цикл развивает способность великого дара, который дан человеку- любить.

Это далеко не весь список. Лучшие произведения классической музыки - это бездонный колодец произведений, с которыми бы стоило ознакомиться всем уважающим себя людям. Ведь человек должен быть всесторонне развитым. И любовь к музыке, ее понимание, способность оценивать какие-либо шедевры или исполнение этих шедевров- это одна из отличительных черт действительно уважающего себя, культурного, интеллигентного человека.

koketka.by

ПЕСНИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ - Украинская литература

Такое название дано песням, написанные конкретными авторами - поэтами и композиторами - и широко выполняются наряду с народными. Итак, к фольклору они вошли благодаря популярности и устному распространению среди людей.

Если бытования и исполнения этих песен удостоверяющие их близость к народному творчеству, то некоторые другие черты позволяют выделить их в отдельную группу песен литературного происхождения. Это более индивидуализирована мелодия, преимущественно лирическая, и наличие инструментального сопровождения, хотя в народе они поются без аккомпанемента. Авторами песен были известные поэты, композиторы и вообще образованные и интеллигентные люди. Среди них - Григорий Сковорода, Тарас Шевченко, Кирилл Стеценко и другие.

Первые образцы песен литературного происхождения появились еще в конце XVI в. В последующие века их становилось все больше и больше. В XVIII и XIX в. их влияние на фольклор стал особенно большим.

Может возникнуть вопрос: что нужно для того, чтобы авторская песня стала народной? Видимо, авторская песня должна быть профессиональной, ярко образной, красивой и глубокой по содержанию и, конечно, близкой к фольклору. Возьмем для примера отрывки из поэмы Т. Шевченко «Причинная» - «Ревет и стонет Днепр широкий» и «Такова ее судьба».

Если первой песни свойственна широта распева, эпичность музыкально-поэтического образа, то для второй характерен мягкий лиризм. Музыку песни «Ревет и стонет Днепр широкий» написал Дмитрий Крыжановский, а «Такова ее судьба» - Владислав Заремба. Обе песни появились во второй половине прошлого века.

На стихи Т. Шевченко написано много музыкальных произведений, в том числе и песен. К названным добавим «Думы мои, думы», «Плавай, плавай, лебедонько», «Лета орел, лета сизый», «Летит галка через балку», «Садок вишневый коло хаты» и много других. И эти, и много других музыкальных произведений на слова Шевченко стали народными. Вернемся к первых этапов развития этого жанра.

С XVII в. назовем несколько песен, которые прочно вошли в народный быт. Это «Чайка», авторство которой приписывается Богдану Хмельницкому (кстати, он часто пел ее в сопровождении бандуры), «Ой, под вишней» и «Ой, не стой под окном», возникшие в студенческой среде Киевской академии.

С XVIII в. очень популярными являются песни Семена Климовского и Григория Сковороды. Песню «ехал казак за Дунай» было написано в 30-е годы; ее популярность перешла даже границы нашей страны. Широко співались песни Сковороды - «Ой ти, пташко желтобокая», «Стоит явор над горою», «Всякому городу нрав и права».

В этой песне ощутима опора на тонико-домінантові гармонии, есть переход в параллельную тональность - все это черты уже поздней эпохи, что созвучно европейской музыке гомофонно-гармонического склада.

XIX века очень богатое песенное творчество, ставшая народной. Она связана с именами Ивана Котляревского, Григория Квитки-Основьяненко, Виктора Забилы, Николая Петренко, Марка Кропивницкого, Михаила Глинки, Ивана Франко, Владимира Александрова и др. Это, например, песни «Веют ветры», «Солнце низенько» и т.д. с народной оперы «Наталка Полтавка» Ивана Котляревского; «Где ты бродишь, моя доле?», «За Неман иду» Степана Писаревского, «Гудит ветер воет в поле» Виктора Забилы и Михаила Глинки, «Дивлюсь я на небо» Николая Петренко, «Там, где Ятрань круто вьется» Антона Шашкевича и еще очень много произведений.

Эти прекрасные мелодии привлекают своим нежным лиризмом, окутанным дымкой грусти, широкой напевностью.

Нередко спрашивают, происходит и в нашем веке обогащения народнопісенної казны авторскими песнями. Ответим: да, эта традиция продолжается и сейчас. Достаточно вспомнить песни и романсы «Вечерняя песня». Самойленко с музыкой К. Стеценко, «Тихо над рекой» С. Черкасенко с музыкой П. Батюка, «Слышишь, брат мой?» Б. Лепкого с музыкой М. Гайворонского, «Родная мать моя» А. Малышко с музыкой П. Майбороды.

Список использованной литературы

1. С. Лисецкий. Украинская музыкальная литература для 4-5 классов ДМШ. К.: «Музыкальная Украина», - 1991.

2. Фильц Бы. Источники музыкальной культуры [Украины] // Колокол. - 1990.

3. Рудницкий А. Украинская музыка. Историко-критический обзор. - Мюнхен: Дніпрова хвиля, 1963. - 406 с.

4. Ольховский А. Очерк истории украинской музыки / Ред. Л.Корній. - К.: Муз.Україна, 2003. - 512 с. II нот. Музыка Западной Украины (Галиция и Закарпатская Украина). - С.355-364.

5. Л. И. Высочанская, В. А. Уманец "Музыка и пение", ст.5;

ukrlitra.com.ua