Дидактический материал "Диктанты повышенной сложности". Диктант про сковороду


Контрольные диктанты 8 класс

Контрольные диктанты 8 класс

I

Глазами художникаВо время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне 3 был поражен собором Святого Павла и, конечно, решил его нарисовать.Как известно, Лондон — город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, естественно, все так и изобразил.Лондонцы, увидевшие на выставке картину, были раздражены: туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый. 4Дело в том, что Лондон — город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом, придает ему красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали. С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном. (127 слов)(По А. Воловик)

II Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник отказался идти дальше. Мы пытались его уговорить. Это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из путников решил над ним подшутить. Проводник рассердился, повернулся и быстро пошел по тропе обратно. Задерживать теперь его было, конечно, бесполезно. Через несколько минут он скрылся в чаще леса. Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли ее найти. Мы направились на шум прибоя. Но наши приключения не закончились. Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. Один раз наш соратник чуть было не сорвался. К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели. Значит, необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии, слышать и видеть морскую гладь. К несчастью, мы еще попали в бурелом. Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из него выбрались. Посоветовавшись, мы решили идти прямо к морю и продолжать путь. (150 слов)(По В. Арсеньеву)

III Наука о питании, так же как и кулинарное искусство, имеет свою историю. Без сомнения, первый человек был одновременно и первым поваром. Значит, искусство приготовления пищи старше других искусств?Еще в каменном веке люди приготовляли пищу, используя огонь. Туши животных зажаривались на раскаленных углях или на вертеле.При раскопках древних поселений находят глиняные горшки, которые считают почтенными предками современных кастрюль. Однако до появления глиняных сосудов пища готовилась в корытах, выдолбленных из камня. Туда насыпались раскаленные камни, доводя таким образом воду до кипения.Тяжела была эта пища! При одной мысли о том, чем питались наши предки, становится как-то не по себе. Но человек тех далеких времен постоянно боролся со всем: с суровой природой, с врагами, с болезнями. Надо полагать, такая грубая пища была ему в самый раз.Родиной изощренного кулинарного искусства, как говорят ученые, является Азия. Впоследствии, постоянно изменяясь, обогащаясь, подвергаясь влиянию мод и подчиняясь местным традициям, оно распространилось по миру. (149 слов)(По В. Кудашевой)

lib.repetitors.eu

Дидактический материал "Диктанты повышенной сложности"

Пастух и повариха.

(Проверяемые безударные гласные в корне.)

Пастух Николай влюбился в повариху Варвару. Однажды, проходя мимо деревенской столовой, он увидал, как, отворив окно, какая-то женщина выставила на подоконник картошку, которую только что отварила. Николая очень удивило, что он, местный старожил, который даже когда-то сторожил эту столовую, раньше не замечал этой девицы. Немного стесняясь, он заглянул в окно и рассмотрел симпатичное лицо, две пшеничные косы, красивое полотняное платье с тисненым рисунком и обнаженные по локоть руки, орудовавшие ножами. В этот момент незнакомка навсегда пленила его сердце.

На следующий день Николай нарядился, тщательно причесал свои редеющие волосы и пошел знакомиться. Он застал Варвару среди только что вычищенных сковородок, нагроможденных на цветастой клеенке. Она одновременно готовила жаркое, солила селедку и пыталась ощипать, выпотрошить и опалить несколько тетеревов. Николай вызвался помочь. Когда он наколол дров и сложил их возле раскаленной плиты, Варвара неожиданно залилась румянцем и угостила его пирожками и парным молоком. Ободренный, Николай стал жевать и рассказывать поварихе о том, как однажды ему удалось укротить упрямую пятнистую козу. Варвара смеялась. «Варюша!» - расхрабрившись, прошептал Николай и назначил ей свидание за околицей у плотины.

Вечерело. Солнце катилось к западу. Николай с букетом увядающих колокольчиков сидел на берегу и смотрел на пестреющую долину. Невдалеке на скрипучих мостках, наскоро скрепленных старыми досками, какая-то женщина полоскала белье, а ее маленькая дочка поласкала котенка. Ничто не предвещало появления Варвары.

Стемнело. На небе показалась первая звезда. В обрамлении белых облаков светился месяц. Николай был разочарован. Вначале он был так раздражен неудачей, что даже дрожал от гнева и намеревался покарать обманщицу. Но потом понял, что он настолько покорен Варварой, что никакой ее поступок не сможет умалить его чувства. Николай решил умолять Варвару не оставлять его.

С развевающимися от ветра волосами он шел домой и думал, что их отношения все-таки будут развиваться. Освещаемый луной, Николай сочинял стихотворение, посвященное возлюбленной.

НЕ с разными частями речи. Диктант.

Гроза в лесу.

Несмотря на то что синоптики предсказали непогоду, наша группа, состоящая из юных, неопытных путешественников, отправились в края, никем из наших приятелей еще не изведанные. Не успели мы выйти из не большой, а маленькой деревни, как почти неподвижная, на наш взгляд, туча нависла над лиственным негостеприимным лесом.

Неожиданно блеснула огненная нить, раздался неприятный, оглушительный гром, который казался торжествующим, а не угрожающим. И тут же по лиственницам забарабанили далеко не мелкие капли дождя.

Мы никогда раньше не встречались с грозой в лесу, поэтому не подозревали даже о том, что это незабываемое, неприятное зрелище. Ливень хлынул неукротимыми потоками, невообразимый по силе гром сотрясал всю округу, а молнии, не перестававшие вспыхивать, слепили наши не подготовленные для такого зрелища глаза. Лишь на какую-то долю секунды можно было увидеть почти непроходимые заросли можжевельника, едва не затопленные водой, и крупные листья осин, обвешанные совершенно не легкими каплями.

Наша экспедиция оказалась абсолютно не защищенной от дождя. Командир предложил ждать, ничего не предпринимая и не останавливаясь под огромными деревьями, в которые могла угодить опасная для жизни молния.

Но вот не спеша свинцовые тучи поползли по небу в сторону города, а мы продолжили путь по малоезженому асфальтированному шоссе. А вот и желанная цель – обещанная нам еще в начале похода избушка лесника.

Лесник с несвойственной ему торопливостью преподносит нам диковинные яства: топленое молоко, печеную в золе картошку, копчености, перченые и соленые огурчики-малютки. Мы же дари ему недавно купленный, ни разу не надеванный тулупчик, а сами ждем, когда просохнет развешенная у огня наша одежонка.

(242 слова / 30 с орфограммой).

НЕ с разными частями речи. Диктант.

Невзирая на холод, я вышел из нетопленого не каменного дома и отправился не спеша к небездарному приятелю. Не водить дружбу с ним я не мог.

Его невысокий не то серый, не то черный дом невозмутимо стоял невдалеке. Прохожих на улице было не много, а, скорее всего, мало. Не взирая ни на ког, я следовал по еще не забытому маршруту.

Сегодня предстоял нелегкий разговор, я мечтал уговорить юного художника подготовить вернисаж.

Постучав в дверь и не медля ни минуты, я вошел в небольшую, но уютную мастерскую, задал несколько незначительных вопросов. Иван на них ответил, не глядя на меня, и недвусмысленно дал понять, что не готов к выставке.

Я заметил: «Иван, я невправе судить тебя, но не для кого и не для чего афишировать своей недисциплинированностью. Ты же обещал! Твои работы, как и недвижимость, сегодня стоят не малых, а очень, очень больших денег!»

Он то ли недовольно,то ли недоверчиво посмотрел на меня, а затем, не медля ни минуты, сорвал покрывало с, видимо, еще не дописанной картины. На холсте с беспечной непринужденностью красовались цветы в не белой небьющейся вазе. Художнику было, думаю, невдомек, что, изображенные не ахти как на картоне масляными красками, они не теряли всю свою неповторимую особенность. Приятель не умел иначе. Знал он об этом или нет – неизвестно. Его совсем не интересовали сами одуванчики, которые не вечным забвением возникали в его сознании, а всего лишь ярким контрастом. Иван боялся, что не хватит времени, и он не доделает, не дорисует свои картины, однако настоящий художник не должен торопиться.

(248 слов / 47 с орфограммой).

Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

Диктант

Именинник бешено вопил, исступленно размахивая над головой рваным башмаком, стащенным второпях с ноги насмерть перепуганного соседа. Изумленные гости и родственники в первую минуту ошеломленно застыли, но потом под градом масленых вареников, пущенных в их сторону взбешенным именинником, вынужденно отступили к отворенным дверям. «Изменники! Подсунуть мне бесприданницу, за которую гроша ломаного никто не давал!» - отчаянно визжал он, возмущенно скача на кованом сундуке, застеленным подранной клеенкой. « Она невоспитанна, необразованна, неслыханно глупа и невиданно уродлива, к тому же вовсе без приданого!» - кричал он, швыряя драный башмак в недавно купленный соломенный абажур лимонного цвета. Брошенная вслед за ним палка копченой колбасы угодила в стеклянную вазу, наполненную дистиллированной водой, и вместе с ней рухнула на корыто стриженую, крашенную под каштан голову обвиненной во всех грехах бесприданницы, с уязвленным видом жавшейся к двери. Та, раненная в голову колбасой, картинно взмахнув обнаженными по локоть руками и сдавленно пискнув, повалилась в квашню с замешенным тестом, увлекая за собой рождественскую елку, увешанную слюдяными игрушками, посеребренными сосульками и с золоченой звездой на самой макушке. Восхищенный произведенным эффектом, именинник упоенно пританцовывал на выкрашенном масляной краской комоде, инкрустированном тисненой кожей, куда он перебрался с сундука непосредственно после падения дамы для лучшего обзора кутерьмы, вызванной его экзальтированным поступком.

Вояж менеджера.

(Непроверяемые безударные гласные в корне)

Сын провинциальных инженеров, Максим Меридианов не желал жить на периферии. Переехав в столицу, он окончил бакалавриат и магистратуру и стал работать менеджером в инвестиционной компании. Работа в компании давала Максиму многочисленные привилегии, а купленные им акции приносили не плохие дивиденды. Скромная жизнь на студенческую стипендию была давно забыта, он открыл депозит в банке, приобрел весьма солидную комплекцию и начал посещать престижный тренажерный зал.

Однажды фирма командировала его в небольшой итальянский городок на конференцию, посвященную приоритетным направлениям глобализации валютного рынка. Максим был поражен тем, насколько этот город не похож на привычные ему мегаполисы. В нем не было широких проспектов, эстакад и тоннелей, и жители передвигались по узким средневековым улочкам только пешком или на мотоциклах и велосипедах.

Завороженно разглядывая витрины магазинов, в которых проходила кампания по сезонной распродажи товаров, Максим споткнулся о бордюр мозаичного тротуара и неловко упал у вестибюля какого-то ресторана. Побагровев от стыда из-за этого неприятного инцидента, он внезапно услышал чьи-то аплодисменты. Что за наваждения! Перед ним стоял его давний знакомый Артем Дефицитов, с котором они когда-то учились в гимназии. С детских лет Артем был меломаном, играл на виолончели и мечтал стать композитором, а все учителя пели ему дифирамбы. Максим всегда симпатизировал Артему, который импонировал ему гармонией личности, интеллигентностью и легкой сентиментальностью. Как оказалось, теперь Артем стал музыкантом – виртуозом, лауреатом многих конкурсов и был приглашен в Италию на гастроли.

Окутанные ореолом романтики, друзья решили вместе окунуться в калейдоскоп впечатлений. Их удивляли жалюзи в мезонинах и мансардах, палисадники с декоративным папоротником, оранжевыми гладиолусами и фиолетовыми гиацинтами, античные статуи из малахита и гранита и ротонды с мраморными перилами.

Апофеозом прогулки стал визит в ресторанчик «Президент», где друзьям подали лягушачьи лапки в маринаде, кальмары с сельдереем и оригинальный апельсиновый десерт с ванилью. Здесь друзья сдвинули бокалы и предались ностальгическим воспоминаниям о молодости.

Орфограммы в окончаниях. Диктант.

« Тихая моя Родина...».

1

Иногда предпочитаещь дальнему путешествию или экскурсии по экзотическим местам прогулки по родным окрестностям. Просто-напросто идешь по дорогам и бездорожью, смотришь направо и налево, и в поле зрения попадают поля, леса, река – словом, вся природа, предстающая перед твоим взором, распахнута настежь. Проходя вдоль пастбищ, отметишь про себя пожухлую и потоптанную зелень на берегу мелеющего пруда. На ветру колышутся прибрежные кусты, и камыш как будто нашептывает что-то близкое, приходящее на память из раннего детства. Над водой стелется туман, и, странное дело, на стоячем, неподвижном пруду вдруг от ветра появляются и стремительно плещутся гребешки волн, на них колеблются желтые чашечки каких-то цветов. А возьмешь вправо а попадешь в лес.

2

Вдруг вдалеке слышишь стук топора. Опять хозяйничают порубщики.

Сколько с ними ни борются, но они нежданно-негаданно появляются то там, то здесь. Хочется крикнуть невидимым недругам природы: «НЕ мучьте, не увечьте лес, не режьте по живому! Ему бы помочь расти, уберечь бы. Ведь лес – легкие природы. Увеличьте, умножьте леса, а не сводите на нет!» Но снова стук: разрушается жизнь.

Выходишь на тропу и шагаешь напрямик к селу. Вот люди строят дом: тешут бревна, подвозят кирпич, а древесные отходы рубят и колют на дрова.

Не раз идешь этой дорогой, но всегда испытываешь волнение исследователя земли, исхоженной вдоль и поперек, неброской, скромной нашей природы и хочешь, взглянув вокруг, сказать: «Тихая моя Родина...»

Орфограммы в суффиксах слов

Диктант. «Предновогодняя ночь».

Двор, освещаемый неярким светом, был покрыт тающим снегом. Еще не так давно в деревне колющий мороз румянил девчонкам и мальчишкам щеки, а сегодня стелющийся туман, не развеваемый ветерком, прятал пилящих дрова юных лесорубов, любящих зимнюю пору.

Девчушки, обсуждающие план новогодних каникул и требующие по этой причине тишины, листали до утра книгу, рекомендованную им уважаемой престарелой тетушкой. Костюмы, изображенные на иллюстрациях, радовали глаз.

Наутро дежуривший в предновогоднюю ночь милиционер, обожаемый и лелеемый родителями, зашел в не деревянный, а каменный дом, отодвинув чугунный засов, кованный местным кузнецом. В это время чуть брезжащий рассвет оповестил деревенских петухов о том, что наступило тридцать первое декабря.

Дремлющий на печи старичок вскочил и начал собираться в аэропорт, куда через полчаса должен был прилететь ожидаемый самолет. На его борту пребывали надеявшиеся на приличный гонорар артисты и немного состарившийся Дед Мороз.

Управляемая пилотом машина приземлилась, и привлекающие внимание пассажиров городские артисты, готовящие концерт, спустились по трапу.

Старичок-проводник, как и жители таежных деревень, с нетерпением ожидал карнавальную ночь. (162 слово/22 с орфограммой).

infourok.ru

Приложение 2. Диктанты | Поурочные планы по русскому языку 7 класс

Приложение 2. Диктанты

14.12.2011 235686 2403

Приложение 2. Диктанты

1. Диктант по теме «Причастие»

Гроза

Незабываемое, неизгладимое впечатление оставила гроза в де­ревне. Началась она вечером. Светлая заря, еще не затянутая черной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню. Через окна, еще не закрытые на ночь, комната наполнилась удиви­тельно свежим, чуть влажным воздухом. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся около часа. Окна были не занавешены. Сквозь них постоянно видны были молнии, невиданные по красоте и яркости. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непре­кращающегося страха. Казалось, какая-то сила снесет наш домик, стоящий на высоком берегу и ничем не защищенный от ветров.

Когда мой испуг прошел, я тихо уснул в своей кроватке, не по­стеленной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой,-''

Утром ничто не напоминало вчерашнюю непогоду. Ярко сияло солнце, сверкала не просохшая после дождя трава, заливались от избытка чувств птицы.

(136 слов)

Грамматическое задание

1.            Подчеркнуть встретившиеся в тексте причастия и причастныеобороты как члены предложения.

(Сказуемое: не занавешены.

Определения: незабываемое, неизгладимое; еще не затяну­тая черной приближающейся тучей; еще не закрытые на ночь; не прекращавшийся около часа; невиданные по красоте и яркости; не смолкавшие ни на минуту; непрекращающегося; стоящий на высоком берегу и ничем не защищенный от ветров; не постелен­ной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой; не просохшая после дождя.)

2.           Сделать морфологический разбор слов:

1-й вариант - не просохшая, 2-й вариант - не закрытые.

2. Диктант по темам «Причастие» и «Деепричастие»

Выпив чашку чая, Наташа шумно вздохнула, забросила косу за плечо и начала читать книгу в жёлтой обложке. Мать, стараясь не шуметь посудой, наливая чай, вслушивалась в плавную речь девушки. Но скоро, утомившись следить за рассказом, стала рас­сматривать гостей. Павел сидел рядом с Наташей. Он был красивее всех. Наташа, низко наклонясь над книгой, часто поправляла сползавшие ей на виски волосы. Взмахивая головою и не понижая голоса, говорила что-то от себя, не глядя в книгу, ласково скользя глазами по лицам слушателей.

Хохол навалился широкой грудью на угол стола, косил глазами, стараясь рассмотреть издерганные концы своих усов. Весовщиков сидел прямо, упираясь ладонями в колени... Не мигая глазами, он упорно смотрел на свое лицо, отраженное в блестящей меди само­вара. Маленький Федя, слушая чтение, беззвучно двигал губами, точно повторяя про себя слова книги. А его товарищ согнулся, по­ставив локти на колени, и задумчиво улыбался. В комнате было как-то особенно хорошо.

(145 слов) (A.M. Горький) Грамматические задания

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепри­частные обороты как члены предложения.

2.      Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу:

1-й вариант -утомившись, 2-й вариант - наклонясь.

3.           Сделать морфологический разбор слов:

1-й вариант - взмахивая, 2-й вариант -упираясь.

3. Диктант по темам «Причастие» и «Деепричастие»

Отлет гусей

С деревьев осыпались листья, и садоводы стали зарывать в зем­лю виноградные лозы. Именно тогда над станицей полетели дикие гуси. Им предстояло совершить далекий, трудный путь, и летели они неторопливо, выдерживая строй. Утром и днем в холоднова­той чистой синеве неба видны были темные точки улетающих на юг гусиных стай и слышалось звонкое гоготанье. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей. Они лома­ли линию строя, и старый вожак, замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком. Они возвращались на свои места, и стая летела дальше.

И всё же, бывало, на озере или где-нибудь на мелководье остава­лась обессилевшая старая гусыня. Ей трудно было поспеть за стаей, и она летела одна, часто опускаясь на землю и отдыхая от полёта. Отдохнув немного, она пыталась догнать стаю, тяжело взмахивая крыльями.

(128 слов)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепри­частные обороты как члены предложения.

2.      Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу:

1 -й вариант - выдерживая, 2-й вариант - замедлив.

3.             Сделать морфологический разбор слов:

1-й вариант - опускаясь, 2-й вариант - отдыхая.

4. Диктант по темам «Причастие» и «Деепричастие»

Ночное приключение

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие в резиновой лодке. Никому ничего не ска­зав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух - всё это нехорошо воздейство­вало на нас.

В течение нескольких минут мы колебались, но потом реши­тельно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но посте­пенно мы освоились и уже смело смотрели вперед.

Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая вес­лами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защелкал соловей, за ним другой. Мы восхищались соловьиным пением и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костер и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.

(154 слова)

5. Диктант по темам «Предлог» и «Союз»

Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лег в ка­мышовое кресло на балконе.

Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящи­ми в нем звездами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звезд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняю­щийся к южному горизонту, беззвездному и поэтому почти черному. Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. С балкона открывается ночное море. Бледное, млечно-зеркальное, оно недвижно, молчит. Будто молчат и звезды. И однообразный, ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всем этом молчаливом ночном мире, подобно какому-то звенящему сну...

Особый, предрассветный покой царил еще и во всем том огром­ном человеческом гнезде, которое называется городом. Молчаливо и как-то по-иному, чем днем, стояли многооконные дома с их мно­гочисленными обитателями.

(119 слов) (По И.А. Бунину) Грамматические задания

1. Озаглавьте текст.

2.       Выполните морфологический разбор предлога и союза (по выбору).

6. Итоговый диктант Демографический переход

Рост населения нашей планеты - серьезная проблема. Она за­трагивает самые глубокие проблемы истории, деликатные вопросы природы человека и общества, ценности и верования, утвержденные многовековыми традициями. Установление взаимопонимания ме­жду гуманитарными и точными науками совершенно необходимо при изучении общества. Человечество, являясь открытой системой, пока далеко не исчерпало своих ресурсов.

Грядущее нельзя предвидеть, не поняв развития в прошлом, которое через настоящее неразрывно связано с будущим. Когда речь идет о громадных промежутках времени и всех людях, населяющих планету, невольно возникает вопрос, почему это важно для каждого из нас. Крупные по своему масштабу явления истории неминуемо отражаются на жизни каждого. В настоящее время стремительных изменений мир проходит через демографический переход - превра­щение, никогда прежде не переживавшееся человечеством.

Численность человечества на много порядков больше, чем чис­ленность сравнимых с ним видов животных. В живой природе пере­дача информации от поколения к поколению и ее распространение в пределах популяции происходит генетически. Только человек обладает способностью к передаче информации путем социального наследования. Информационное взаимодействие, связанное с речью и сознанием как общественными явлениями, выраженными в куль­туре, технике и науке, определяет динамику развития человечества на всем пути его развития.

В тысяча семисотом году число жителей на Земле было в десять раз меньше, чем сегодня, а за последние триста лет произошло его утроение. Ежедневно население Земли растет на двести пятьде­сят тысяч человек, и этот прирост практически весь приходится на развивающиеся страны. Такие темпы роста характеризуют как демографический взрыв, способный потрясти планету. Однако в последние годы численность населения стабилизируется. Уче­ные предсказывают смену количественного роста качественными формами развития человечества.

(244 слова) (По СП. Капице) 7. Итоговый диктант

Приятного аппетита!

Истинное удовольствие от обеда или ужина мы получаем, если едим не спеша, за красиво сервированным столом, соблюдая эле­ментарные правила этикета.

Если суп горячий, не надо дуть в тарелку или на ложку, пытаясь охладить его. Слегка помешивая суп ложкой, подождем, пока он остынет. Когда супа останется совсем немного, слегка приподняв левой рукой тарелку и наклонив ее от себя, аккуратно доедим его.

Для кушаний, приготовленных из мяса, нужна помощь ножа и вилки. Вилку держим в левой руке, нож - в правой, слегка под­правляя им отрезанные один за другим кусочки. Весь кусок мяса сразу резать не принято. Без ножа обойдемся, если блюдо, например котлеты или рыба, без труда расчленяется вилкой.

Сколько бы ножей и вилок ни лежало на столе, начинайте с са­мых дальних от тарелки приборов. По мере того как подаются новые блюда, меняются используемые ножи и вилки.

Если вы прервали на время, но не закончили еду, положите нож и вилку на тарелку крест накрест. Вилку кладут выпуклой стороной вверх, нож - острием влево. Закончив есть, не отодвигайте от себя тарелку, а положите на нее нож и вилку параллельно друг другу, по­вернув их ручками вправо. Вилка должна лежать зубцами вверх.

Хлеб берут рукой и кладут на тарелку, специально для него предназначенную. Хлеб едят, отламывая от него небольшие ку­сочки.

Помешав чай или кофе, не оставляйте ложечку в чашке, а поло­жите на блюдце. Не следует также макать в напитки печенье.

Вам, наверное, не безразлично, что будут думать о вас друзья и знакомые после встречи за столом, захотят ли они пригласить вас снова к себе. Хорошие манеры прежде всего говорят о вашем уважении к обществу, в котором вы находитесь.

(263 слова)

 

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен только фрагмент материала.

tak-to-ent.net

Контрольный диктант за ii четверть каракумы

Контрольный диктант за II четверть

Каракумы

Пустыня. Самолет приземлился на ровную, горячую, как сковорода, глиняную площадку. Заглянув в лицо пустыни, я долго не мог прийти в себя.

Знакомая с детства по картинкам и книжкам пустыня теперь держала меня в своих совсем не ласковых объятиях.

Захватывающая дух жара, взбитая ветром пыль, полинявшее небо, верблюд с равнодушной мордой. На минуту показалось, что нет на земле ни больших городов, ни лесов, ни облаков на небе. Только этот вот горя­чий ветер и барханы, барханы. Таковы впечатления первого дня.

Но, пожив в Каракумах неделю, делаешь открытие. Пустыня не так уж безжизненна. Прохладная ночь пустыни полна звуков. Легкий то­пот – это стадо джейранов, спугнутое волком. А это шакалы не полади­ли возле павшего верблюда. В песке зашевелились. Это юркие ящерки прячутся. Как сверчок за печкой, стрекочет в ночи какой-то родствен­ник кузнечика, пискнула птица...

Есть жизнь в пустыне! Приспособилась она и к песку, и к жаре, и к безводью.

(145 слов.)

(По В. Пескову)

Грамматические задания

  1. Подчеркнуть основы предложений.

  2. Указать типы односоставных предложений.

  3. Сделать синтаксический разбор и схемы предложений:

Вариант I: Заглянув в лицо пустыни, я долго не мог прийти в себя.

Вариант II: Но, пожив в Каракумах неделю, делаешь открытие.

4. Выполнить морфологически разбор слова:

Вариант I – одного причастия.

Вариант II – одного глагола.

Литература:

Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.: ВАКО, 2006.

Контрольный диктант за III четверть

Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, тянущуюся вправо от дороги до самого горизонта и исчезающую в лиловой дали. Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо принялось за свою работу.

Далеко впереди, около курганчиков.и ветряной мельницы, издали похожей на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-жёлтая полоса. Такая же полоса поползла вправо и охватила холмы. Вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

Всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумёртвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести.

Прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманута» степь приняла свой унылый июльский вид. Загорелые холмы, равнина с ту манной далью и опрокинутое над ними небо представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски...

(136 слов)

(По А.Чехову)

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст.

2. Сделать синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

3. Графически обозначьте синтаксические конструкции, встретившиеся в тексте:

Вариант I – второй абзац; вариант II – последний абзац.

Литература:

Влодавская Е.А. Учебно-методическое пособие к учебнику С.Г. Бархударова и др. «Русский язык. 8 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Контрольный диктант за IV четверть

Время и люди немного оставили от некогда раскинувшейся здесь проcторной хуторской усадьбы. Кое-где останки её выглядывали на поверхность камнем фундамента, осевшим от времени. Ольшаник, потеснив хуторское поле, подступил к самому двору. От колодца ничего не осталось. Вода, оказавшись без надобности, иссякла. На месте стоявшей здесь хаты тянулась к свету дикая груша. С дороги ничего не указывало, на бывшую усадьбу. Только одинокая липа, пристроясь возле бывших ворот, одиноко и уродливо удерживала ещё несколько мощных сучьев.

Прилетая из леса, птицы почему-то никогда не садились на её ветви. Вороны, возможно, помнили что-то, чуя в изуродованном дереве дух несчастья, •ник давней беды. И только тоненькая молодая рябинка, выбросив на свет •штанные листочки, казалась гостьей из иного мира посреди заросшего травой подворья. Всё принадлежало здесь прошлому. И только человеческая память, превращая прошлое в нынешнее, связывает настоящее с будущим.

(134 слова)

(По В. Быкову)

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст.

2. Сделать синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

3. Графически обозначьте синтаксические конструкции, встретившиеся в тексте:

Вариант I – второй абзац; вариант II – последний абзац.

Литература:

Влодавская Е.А. Учебно-методическое пособие к учебнику С.Г. Бархударова и др. «Русский язык. 8 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Контрольная работа (диктант) за 2010-2011 учебный год

Дуб

Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его.

Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад. Все было полно, тенисто и густо. И молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, поддерживая общее настроение, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.

«Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», - подумал князь Андрей. «Да где он?» - подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, который он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя – ничего не было видно. Сквозь жесткую столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да, это тот самый дуб, - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинно весеннее чувство радости и обновления.

(149 слов)

(По Л. Толстому)

Грамматическое задание:

1. Выполнить синтаксический разбор предложения:

1-ый вариант - первое предложение первого абзаца; 2-ой вариант третье - предложение второго абзаца.

2. Составить схемы предложений с прямой речью.

3. Заменить прямую речь косвенной и записать предложения.

4. Выписать из текста словосочетание и выполнить синтаксический разбор:

1-ый вариант - со связью согласования; 2-ой вариант - со связью управления.

Литература:

Влодавская Е.А. Учебно-методическое пособие к учебнику С.Г. Бархударова и др. «Русский язык. 8 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Итоговый тест за курс VIII класса

I вариант

1. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

А. Парус белый из тумана начинает выплывать.

Б. Охвачено сердце тревогою смутной.

В. Росы напился соловей с кленового куста.

Г. Небо из-за горы казалось необъятно-огромным.

2. Укажите предложения с составным глагольным сказуемым.

А. От влажных запахов цветочных начинает кружиться голова.

Б. Черепицы стеклом светиться будут.

В. Была равнина снежная бела.

Г. В осеннем солнечном лесу человек становится чище.

3. В каком предложении должно быть тире между главными членами?

А. Молодость бескорыстна и великодушна.

Б. Простота есть необходимое условие прекрасного.

В. Глаза как ночь.

Г. Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным вниманием.

4. Найдите двусоставные предложения.

А. Вновь зарёю восток озарило.

Б. Легки облака на рассвете.

В. С крыши сбросили снег.

Г. Липким запахом веет полынь.

5. Определите вид простого предложения: «Люблю читать приключенческую литературу».

А. Определенно-личное.

Б. Неопределенно-личное.

В. Безличное.

Г. Двусоставное.

6. Найдите определенно-личное предложение.

А. Вновь к черемухе душистой пчёлы ранние летят.

Б. Из полей тянуло гречишным медом.

В. Тихо бреду вдоль пушистых решеток канала.

Г. Золотым лучом деревню облило.

7. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.

А. Из пернатых в этот день мы видели лишь сокола-сапсана.

Б. Красавцы-лебеди каждое лето прилетают на озеро.

В. Самолет-истребитель показался над лесом.

Г. Брат учится в институте и станет инженером-строителем.

8. В каком предложении перед как ставится запятая?

А. Дождь лил как из ведра.

Б. У тебя брошка как пчелка.

В. Белая чайка мелькала в воздухе как первый снег.

Г. Молодость как песня жаворонка на заре.

9. Укажите, чем осложнено предложение: «Действительно, часов около двух пополудни начал дуть ветер, сначала тихий и ровный, а затем все усиливающийся».

А. Обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Б. Вводным словом и определением, выраженным причастным оборотом.

В. Вводным словом и однородными обособленными определениями.

10. Как надо расставить знаки препинания в выделенной части предложения: (Тотчас за окном закричал петух рывшийся в грядках с огурцами и не оглядываясь пом­чался прочь»?

А. ...с огурцами, и не оглядываясь, помчался...

Б. ...с огурцами, и, не оглядываясь помчался...

В. ...с огурцами, и, не оглядываясь, помчался...

11. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

А. Мир этот предстает перед ним (Жуковским) как мир крушения личных надежд.

Б. В долгой жизни своей видывал я путешественников, до глубокой старости не

утративших несмотря на свой возраст, своей страсти.

В. За прилавкою сидит молодой купец, статный молодец Степан Парамонович, по прозванию Калашников.

Г. Ночью, особенно в грозу спать ребятам в шалаше страшновато.

Д. Несколько раз поскользнувшись на мокрых камнях, и, начерпав воды в сапоги,

Алексей поднялся на берег.

12. На месте каких цифр нужны запятые?

Я совсем растерялся (1) не понимая происходящего (2) и (3) стоя на одном месте (4) бессмысленно смотрел на удаляющегося в сторону (5) маленького человека.

А. 1,4, 5.

Б. 2,3,4, 5.

В. 1,2, 3,4.

Г. 1,2,3,4,5.

13. Где надо поставить знаки препинания?

Облепиха (1) кустарник (2) или дерево с колючими ветвями (3) растет всюду (4) по бе­регам рек (5) озер (6) в садах.

А. 1, 3 - тире; 2, 5, 6 - запятые.

Б. 1 - тире; 2, 3, 5, 6 - запятые.

В. 1, 3 - тире; 4 - двоеточие; 5,6- запятые.

Г. 1 - тире; 2, 3, 4, 5, 6 - запятые.

14. Какое предложение с цитатой оформлено неправильно?

А. Лев Толстой утверждал, что «главное средство во всяком искусстве - чувство меры».

Б. Лев Толстой утверждал «Главное средство во всяком искусстве - чувство меры». В. Хочется напомнить о том, что «надо там речей не тратить по-пустому, где нуж­но власть употребить».

Г. Твардовский говорит о своем герое: «Парень в этом роде /В каждой роте есть всегда...».

II вариант

1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено неопределенной формой глагола.

А. Стали блестеть, как мокрые, на солнце клейкие листочки.

Б. Большая радость - делать счастливыми других.

В. Для меня жить - значит работать.

Г. Удивительное зрелище - видеть летящих журавлей.

2. Укажите предложения с составным именным сказуемым.

А. Жизнь без движения пуста.

Б. Всё у нас с тобой по-прежнему.

В. Сбегутся песню слушать колосья на ветру.

Г. От родимой земли журавли оторваться никак не могли.

3. Найдите предложение, в котором есть согласованное определение.

А. На завтрак подали яйцо всмятку.

Б. Женщина медленно натягивала на руку перчатку из кожи.

В. Печальная песня доносилась издалека. Г. День сегодня тихий, безветренный.

4. Найдите предложение, в котором начальная форма глагола является допол­нением.

А. Сирень начинает отцветать.

Б. Мать велела мне поставить чайник.

В. Дом будут строить каменщики.

Г. У него была мечта отправиться на Байкал.

5. Укажите предложение, в котором между главными членами должно быть тире.

А. Поляна, усыпанная белыми цветами, как детский сад, вышедший на прогулку.

Б. Охранять природу означает охранять родной край.

В. Лед как сахар.

Г. Капли меда точно жемчуг.

6. Найдите двусоставные предложения.

А. Скамейка почернела от времени.

Б. В воздухе запахло гарью.

В. Буду слушать музыку падающей листвы.

Г. Мать, строго посмотрев на сына, вышла из комнаты.

7. Укажите односоставное предложение.

А. Б лесу держался запах прелой листвы.

Б. Поэзия - не профессия.

В. Вижу горы и долины.

Г. Подул с заречья ветерок.

8. Определите вид простого предложения: «Снегом замело входы в блиндажи».

А. Определенно-личное.

Б. Неопределенно-личное.

В. Безличное.

Г. Двусоставное.

9. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.

А. Письмо принесла девушка-почтальон.

Б. Пара испуганных куличков-перевозчиков низко пронеслась над водой.

В. И смуглянка-молдаванка по тропинке в лес пошла.

Г. Вот хрустнул сучком заяц-беляк.

10. Укажите, чем осложнено предложение: «Река, сжатая с обеих сторон стеной леса, пенилась, вздымая валы, и стремительно скользила мимо».

А. Однородными членами предложения.

Б. Обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однород­ными членами одновременно.

В. Обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособ­ленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Г. Обособленным приложением и однородными членами предложения одновре­менно.

11. Где надо поставить знаки препинания?

Яркая иволга (1) обитательница высокого (2) березового леса (3) дает знать о своем прибытии звучным (4) похожим на флейту голосом.

А. 1 - тире; 2, 3, 4 - запятые.

Б. 1 - тире; 3,4- запятые.

В. 1, 2, 3, 4-запятые.

Г. 1, 3, 4 - запятые.

12. На месте каких цифр надо поставить запятые?

Он (Вронский) остановил кучера (1) не доезжая до аллеи (2) и (3) Отворив дверцу (4) на ходу выскочил из кареты (5) и пошел в аллею (6) ведущую к дому.

А. 1,2,3,4,5,6.

Б. 1,4,6.

В.1,2,3,4,6.

Г. 1,4,5,6.

13. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

А. Здесь, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонек.

Б. Две старушки пили чай или, может быть, играли в карты, или просто разговари­вали, сидя в плетеных креслах у столика, покрытого длинной, до пола, скатертью.

В. Однажды, в будний день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег, обильно выпавший за ночь.

Г. Так и не заснув, Феня разбудила Машу ни свет ни заря, со вторыми петухами.

14. Какое предложение с цитатой оформлено неверно?

А. Лев Толстой говорил, что: «Слово - выражение мысли».

Б. Владимир Даль отмечал, что язык народа - «сокровищница» нашего языка».

В. По мнению А. Чехова, «праздная жизнь не может быть чистой».

Г. Федор Тютчев пишет:

Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

РАЗДЕЛ V

Критерии и нормы оценивания обучающихся

для различных видов деятельности

Объем письменных работ

Диктант

Изложение

Сочинение

120-140

250-350

200

Техника чтения

Вслух

Про себя

140-150

250-260

Оценка за диктант

(подсчитываются и выносятся вместе с оценкой ошибки:

орфографические – пунктуационные – грамматические)

«5»

«4»

«3»

«2»

«1»

За безошибоч-ную работу, а также за работу, в которой допу-щена негрубая орфографическая или пунктуа-ционная ошибка.

2-2-0, 0-2-2,

1-2-1, 0-2-1,

0-2-2, 1-3-0,

0-3-1, 0-4-0.

4-4-0, 0-4-4,

3-5-0, 3-4-1,

3-3-2, 3-2-3,

2-4-2, 1-5-1,

1-4-2, 0-7-0,

0-6-1, 2-5-0,

5-4-0, 5-3-1.

5-5-0, 5-6-2,

4-5-4, 4-7-3,

4-8-0, 3-7-4,

7-7-0, 0-7-7.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка грамматического задания

«5»

«4»

«3»

«2»

Выполнено правильно всё задание.

Выполнено правильно не менее 2/3 задания.

Выполнено правильно не менее половины задания.

Не выполнено более половины задания.

Оценка сочинений и изложений

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамот­ность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитыва­ется:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочётов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Основные критерии оценки

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

1

2

3

5

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разно­образием используемых синтаксических кон­струкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразитель­ность текста.

В целом в работе допускается 1 недочёт в со­держании и 1-2 стилевых недочёта.

Допускается: 1 пунктуаци­онная или 1 граммати­ческая ошиб­ка.

4

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но име­ются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последо­вательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и доста­точной выразительностью. В целом в работе допускается не более 3-4 речевых недочётов.

Допускаются:

2-2-0, 0-2-2, 1-3-0, 1-2-1, 0-4-0, 0-3-1.

3

В работе допущены существенные отклонения от темы.

Работа достоверна в главном, но в ней имеют­ся отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последова­тельности изложения.

Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается не­правильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недо­чётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускаются:

4-4-0, 0-4-4, 3-5-1, 0-7-0.

2

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических ошибок. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

Крайне беден словарь, работа написана корот­кими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты слу­чаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допускается 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов.

Допускаются:

7-7-0, 6-8-0, 5-9-0, 0-7-7.

1

В работе допущено более 6 недочётов в со­держании и более 7 речевых недочётов.

Более оши­бок, чем ука­зано выше.

Раздел VI

Перечень учебно-методического обеспечения

Литература

Для учащихся

1. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 8 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2005.

2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 8 класс / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2006.

3. Жердева Л. А. Русский язык в средней школе: Карточки-задания: Синтаксис, пунк­туация. - 2-е изд. / Л. А. Жердева. - Новосибирск - М.: Владос, 2004.

4. Еремеева А. С. Русский язык: 8 класс: Рабочая тетрадь / А. С. Еремеева. - Саратов: Лицей, 2005.

5. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь: 8 класс / А. Б. Малюшкин. - М.: Сфера, 2002.

6. Тростенцова Л. А. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреж­дений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; научн. ре-дакт. Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2002.

Для учителя

1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. - 3-е изд. / Г. А. Богданова - М.: Просвещение, 2000.

2. Валгина Н.С., Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983.

3. Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 8-9 клас­сы / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.

4. Дидактические материалы по русскому языку: 8 класс / Сост. Ю. С. Пичугов. -М.: Просвещение, 1999.

5. Иванова В.Ф., Трудные вопросы орфографии. – М., 19824.

6. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. – М., 1994.

7.Костяева Т. А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2004.

8. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 8 классе / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, И. А. Шеховцова. - М.: Просвещение, 2005.

9. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 8 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.

10. Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Книга для учителя: Из опыта работы / Н. М. Лебедев. - М.: Просвещение, 1991.

11. Лекант П. А. и др. Дидактический материал по русскому языку: Синтаксическая сино­нимия / П. А. Лекант, Т. В. Маркелова. - М.: ОО ТИД Русское слово - РС, 1999.

12. Кусмарская И. В. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи / И. В. Кусмарская, А. К. Руденко. - М.: Аквариум ЛТД, 2001.

13. Францман Е. К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 классы / Е. К. Францман. -М.: Просвещение, 1998.

Приложение 1

Отчет

о выполнении учебной программы

Учитель Крюков Сергей Дмитриевич 2010-2011 учебный год

Класс 8 Предмет: Русский язык (35 х 3 = 105 ч.)

Количество часов

Количество часов

Тема урока (раздел)

По программе

Проведено

Тема урока (раздел)

По программе

Проведено

I четверть

II четверть

1. Введение.

1

3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

87 (21)

2. Повторение изученного в 5-7 классах.

9

3) Второстепенные члены предложения.

9

Контрольный диктант.

1

Развитие речи (изложение).

(1)

Развитие речи (подготовка к домашнему сочинению).

1

Контр. р. по теме «Второстепен. чл. предложения».

(1)

3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

87 (17)

4) Односоставные предложения с гл. чл. сказуемым.

14

1) Словосочетание и предложение.

8

Развитие речи (сочинение по картине).

(1)

Контр.работа по теме «Словосоч. и предложение».

(1)

Контрольный диктант.

(1)

2) Двусоставные предложения.

9

Контрольный диктант по теме «Сказуемое».

(1)

Развитие речи (подготовка к домашнему сочинению).

(1)

Итого: 9 недель

27

Итого: 7 недель

21

Причины невыполнения программы:

Причины невыполнения программы:

III четверть

IV четверть

3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

87 (30)

3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

87 (19)

Развитие речи (изложение).

(1)

8) Предл. с обращ., вводными сл. и междомет.

9

Контрольная работа по теме «Односост. предложения»

(1)

Развитие речи (Изложение).

(1)

5) Предложения с однородными членами.

10

Контрольный диктант.

(1)

Контр. р. по теме «Однородн. чл. предложения».

(1)

9) Способы передачи чуж. речи. Прям. и косв. речь.

10

Развитие речи (сочинение по картине).

(1)

Развитие речи (изложение).

(1)

6) Предложения с обособленными членами.

11

4. Повторение изученного в 8 классе.

6

Кконтр. р. по теме «Обособл. опред. и приложен»

(1)

Контрольный диктант.

(1)

Развитие речи (контрольное сочинение).

(2)

Итоговая работа по развитию речи (изложение).

(2)

7) Предложения с уточняющими обособл. членами.

7

5. Резервный урок.

1

Контрольный диктант.

(1)

6. Итоговый урок.

1

Итого: 10 недель

30

Итого: 9 недель

27

Причины невыполнения программы:

Причины невыполнения программы:

refdb.ru

Веселые диктанты

Разделы: Русский язык

“Проверочная работа! Опять! Вот уж тоска смертная!” – вздыхает ученик, когда учитель собирается проверить “усвояемость” материала. Но что делать! Ведь проверить, как ученики усвоили ту или иную тему, надо. И без уроков повторения и закрепления не обойтись. И без проверочной работы – тоже…

Ах, как скучно! Лаг-лож, гар-гор, бер-бир… Записывать слова, выписывать слова… Вставлять орфограммы, обозначать орфограммы… Тот, кто давно все усвоил, скучает; тот, кто никак усвоить не может, тоскует (или сачкует). А спасительного, так оживляющего урок текста, наполненного нужной орфограммой, нет.

Устав от однообразия уроков повторения и закрепления, решила я однажды такой текст сочинить.

Чередование гласных в корне (6 класс).

Загорелые ребятишки рассыпались по берегу озера, которое блестело под лучами палящего солнца. Мальчики собирали ветки и разжигали костер, девочки стелили на траве скатерть. А Витька расположился на горячем песке, чтобы еще позагорать.

“Вить, не сгори на солнце!” – предупредил Серёжа. Витька только фыркнул в ответ.

Вечером все собрались у костра. До самой зари ребята пели, смеялись, рассказывали смешные истории. Только несчастный Витька не участвовал в общем веселье. Он весь обгорел, и любое прикосновение причиняло ему боль. Чёрный и злой, сидел он в палатке и ненавидел весь мир.

Прочитала детям – заулыбались, оживились. Подобрали вместе заголовок. И написали диктант. Признаюсь: ошибок было не меньше, чем обычно. Но работали мои дети с удовольствием, а это многого стоит.

Воодушевленная, я решила не останавливаться на достигнутом. Так появилась серия диктантов про Витьку для 5 – 6-го классов. Ребята их полюбили и теперь, когда я объявляю, что мы будем писать диктант, с надеждой спрашивают: “Про Витьку?”

Личные местоимения (повторение в начале года)5 класс.

Вчера у нас была контрольная работа. Мы записывали текст и подчеркивали местоимения с предлогом. Со мной посадили отличницу Лёлю, и я решил все списать у нее.

Витька сидел передо мной с все время оглядывался. Так мы и работали втроем: я списывал у Лёли, Витька – у меня.

Лёлька получила пятерку, я тройку, а Витька два! “Это все из-за тебя! – накинулся на меня Витька на перемене. – Не мог списать у отличницы! А я за вас расхлебывай!”

Члены предложения. Способы выражения подлежащего.

Витька с Тёмой отправились на войну. За спиной у них висели тугие луки. Деревянное ружье они тоже захватили. За ручьем на братьев напали три индейца из соседней деревни. Разгорелся страшный бой!

Бросайте оружие и сдавайтесь!

Это мама позвала бледнолицых домой.

Грамматическая основа предложения.

Витька – ученик пятого класса. Сегодня они с Лёлей дежурят. Лёля – отличница. Она старательная и аккуратная. Она быстро подмела пол, вымыла доску и полила цветы. Все! Класс чист!

А что делал Витька? Витька тоже старался! Он опрокинул ведро с водой, натоптал на полу, уронил цветок, сделал Лёле пять замечаний и гордо пошел домой. До чего он устал!

Сложное предложение.

1.

Сегодня Витя дома один, потому что мама с папой ушли в театр. Он обещал, что выучит уроки, вовремя поужинает и вымоет посуду.

Просидел Витька три часа перед телевизором и почувствовал, что проголодался. Он сбегал на кухню, включил газ под кашей и снова вернулся к экрану. Показывали потрясающий фильм!

Когда родители возвратились, Витька спал в кресле, а телевизор тускло мигал экраном. В квартире стоял запах сгоревшей каши, и легкий дымок тянулся из кухни.

2.

Когда Витька жил в деревне, он нашел где-то котенка и притащил домой. Глазки зеленые, шерстка рыжеватая. Мы котенку обрадовались и поселили его на кухне.

Прошёл месяц, и котёнок стал большим рыжим котом. Дома он ничего не ел, и мы решили, что он ловит мышей. “Мой Рыжик – настоящий охотник!” – гордо объявил Витька.

Однажды зашла к нам соседка и рассказала, что кто-то у нее цыплят таскает. Мы переглянулись. Рыжик сидел у печки, урчал и смотрел на Витьку хитрыми глазами.

Однокоренные слова и формы слова.

Все лето шли грибные дожди, но грибов в лесу почти не было. Вот и сегодня ребята долго бродили по лесу, но только Витька набрал полную корзину.

“Кто нашел хоть один белый?” – спросила бабушка у грибников, когда они вернулись. Витя подошел к столу и высыпал все из корзинки: “У меня одни белые!”

Беленькие грибочки с тоненькими ножками рассыпались по столу. Ребята засмеялись, а бабушка, сдержав улыбку, сказала: “Из поганок, дружок, грибной суп не варят!”

Приставки на -з, -с.

Витька обожает опасности! Если препятствий нет, он сам их создает. Недавно он вздумал отправиться ночью в бесстрашный поход к дальнему болоту. Сбор был объявлен в полночь.

Мы бесшумно сбежали из дома и вошли в лес. Через час мы поняли, что сбились с пути. Бессмысленно бродили мы по сонному лесу, и встревоженные птицы пугали нас чуть не до смерти.

На рассвете мы вышли к безвестной деревушке. Ею оказалось… наше родное село.

Корни с чередованием.

За лето Витька вырос на целый сантиметр, но в футбольную команду его все равно не брали. “Подрасти ещё!” – смеялись ребята. И Витька рос…

Перед соревнованиями разболелся вратарь, и ребята расстроились. Тогда Витька предложил свою кандидатуру: “Располагайте мной, ребята!”

Игра началась. Волнение на поле возрастало. Раскрасневшийся Витька бестолково метался в воротах и пропускал один мяч за другим.

После игры спортсмены расшумелись, обвиняя Витьку в поражении. Но он не сдавался. “Я худой, а ворота большие!” – твердил он. Потом вздохнул и добавил: “Вот к весне растолстею, тогда уж точно можете на меня положиться!”

Род несклоняемых имен существительных(6 класс).

Витька совсем обессилел. “Вкусное какао, черный кофе, пестрый какаду…” – в отчаянии повторял он, пытаясь запомнить род несклоняемых существительных..

Когда в голове все окончательно перепуталось, он пошел спать.

А ночью ему приснился страшный-престрашный сон. Он плывет на старом каноэ по широкой Миссисипи, а его преследует громадный какаду и разъяренно кричит: “Где здесь живет большой серый кенгуру?!”

Бедняга в ужасе проснулся.

(Не забудем, конечно, уточнить “географию”!)

НЕ с существительным.

1.

Витька – вьюн и непоседа! Весь урок толкал соседа. – Не мешай! – сказал Серега. Витька фыркнул: – Недотрога!

2.

Блеснула молния, загремел гром, и неожиданно разразилась небывалая гроза. На землю обрушился не просто дождь, а ураган.

Ребята сбежались в небольшую беседку. Все приуныли из-за непогоды, и Витька решил приободрить друзей. “Это вовсе не страшный ураган! Вот в тропиках – это да!” – заявил он. И начал врать про тропические ливни. И как врать!

Скоро ребята забыли про ненавистный дождь. Они уже не различали, где правда, а где неправда. Витькины выдумки были неправдоподобны, но захватывающе интересны.

Никто и не заметил, как дождь прекратился, а из-за туч выглянуло вымытое солнце.

Суффиксы имен существительных.

Витька – отличный помощник! Он всегда поможет учителю назначить дежурных, расставит их по местам, выберет ответственных.

– Что же ты сам не дежуришь? – спросили ребята у Витьки.

– Мне некогда! Я руководчик, а не дежурщик! – ответил Витька.

Имя числительное.

Витька схватил на неделе несколько троек по русскому языку и решил их исправить. Он раскрыл учебник.

Сначала он выучил девяносто новых слов и в два счета сделал пять упражнений. Затем он в двух словах пересказал предлинный текст. Словом, он потрудился за двоих!

Но на уроке выяснилось, что из девяноста слов он восемьдесят забыл, а еще десяток вылетел у него из головы. Текст он в двух словах пересказал, но в обоих словах допустил ошибки… В дневнике появилась еще одна двойка.

Вечером Витька решил, что пора исправить оценку по географии. Он раскрыл учебник…

Неопределенные местоимения.

Чьи-то голоса раздаются за окном, мешают сосредоточиться. Витька уже несколько раз повторил про себя местоимения, которые кем-то названы неопределенными: некто, кое-кто, кое в чем… Он задумывается. Мечты у него тоже какие-то неопределенные, неясные. “Хоть бы кто-нибудь с кем-либо зашел кое за кем”, - вертится у него в голове.

Но никто за ним не заходит, и Витька зубрит дальше.

Н и НН в суффиксах прилагательных.

Бутерброд упал на новую льняную скатерть, и на ней появилось небольшое масляное пятнышко. Витька попытался оттереть его, но только перепачкал все грязными руками. А мама так любит эту необыкновенную скатерть с длинной бахромой!

Витька прикрыл пятно глиняной вазочкой с клюквенным вареньем. “А ничего получилось!” – подумал он и потянулся за вареньем…

Повторение темы “Имя прилагательное”.

В стенной газете появилась резкая статья о недобросовестных дежурных.

– Обвинения несправедливы! – заявил Витька.

– На воре и шапка горит! – засмеялась Лёля.

Весь день Витька был мрачен и неприветлив. А после французского он уверенно вошел в пустой класс. В руках он нес неполное ведро воды и деревянную щетку.

Через три часа пол блестел от луж. Тут Витька вспомнил, что не полил цветы. Он сдвинул тяжелые столы, зачерпнул в стеклянную банку мутно-черной воды из ведра и стал взбираться наверх. Вода расплескалась, но незадачливый уборщик этого не заметил.

На следующий день в газете появилась длинная заметка, которая называлась “Юные неумейки”.

Повторение темы “Глагол”.

Витька обучал собаку собачьей премудрости. Он положил перед ней кусочек сахара и скомандовал: “Не трогай, Волчок!” Волчок беспокойно тявкнул. “Не бери, а то попадет!” – снова пригрозил дрессировщик.

Волчок отошел в сторону и сделал вид, что его это все не касается. Он стал почесываться, зевать, скрести за ухом. Довольный Витька отвернулся, и тут “ученик” схватил сахар и громко зачавкал под обеденным столом.

Витька хотел вытащить его за хвост, но Волчок зарычал. “Не трогай, Витька, а то укушу!” – слышалось в этом рычании.

Хороша дрессировка!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Диктант №1008 (237 слов)

Июнь — это раннее лето, но оно уже заявляет о себе шумом, свойственным началу большого праздника. В живой природе наступает период, когда самым главным становится забота о потомстве.

С рассвета до заката слышна птичья разноголосица. Писк и крик, щебетание и карканье, посвистывание и чириканье наполняют пространство. Воздух просто звенит от разнообразия звуков: тихих, мелодичных и резких, будоражащих, сменяющих друг друга. Мир птиц и букашек, снующих без устали, охвачен радостью и суетой.

Смело рассекают воздух стрижи, криком извещая о смене погоды. Они штурмуют небо, бесстрашно взмывая вверх и так же стремительно падая вниз, добывая корм своим птенцам. Забота о потомстве становится главным делом их жизни. Восторг и радость слышны в их криках. Хочется смотреть в небо, радоваться простору и свободе, мечтать о своем, глядя на неутомимость стрижей.

Что там говорить! От края и до края небо охвачено восторгом и радостью.

Крики стрижей чередуются с пением сверчков, кузнечиков, жужжанием пчел, трудолюбиво и настойчиво вбирающих нектар из каждого нежного цветка. Бесчисленная армия насекомых жужжит, стрекочет, гудит, аккомпанируя птичьим трелям.

При наступлении темноты заявляют о себе лягушки, усевшиеся у пруда. Это их время, и они ворчливо, по-хозяйски важно пересекают дорогу, ища насыщения.

На пир приглашены светлячки и жуки, которые куда-то торопливо уносятся в темноту, скорее с глаз долой, чтобы не встречаться с человеком. Их царство — это сочная ночная степь, медвяные травы, цветы и деревья. К утру всё притихнет, но ненадолго, чтобы потом опять разразиться стрекотом, жужжанием, гулом, писком, пением. Лето спешит разгуляться.

(237 слов)

Грамматическое задание

  1. Произвести фонетический разбор слова: Июнь
  2. Синтаксический разбор предложения: «Крики стрижей чередуются с пением сверчков, кузнечиков, жужжанием пчел, трудолюбиво и настойчиво вбирающих нектар из каждого нежного цветка«.
  3. Выписать из текста словосочетания по одному на каждый тип (согласование, управление, примыкание).

 

dicktanty.ru

Самый сложный диктант - Басанович Сергей

Тест на знание русского языка - подборка нескольких замечательных диктантов, которые помогут вам поиздеваться над коллегами и друзьями и проверить собственные познания великого и могучего русского языка :)

С камушка на камушек порхал легкомысленный воробышек, а на прилежно оштукатуренной террасе, искусно задрапированной гобеленами с дефензивой кронштадтского инфантерийского батальона, нагонявшего некогда панику на боливийскую беспилотную кавалерию, под искусственным антикварным абажуром, закамуфлированным под эксцентричный марокканский минарет, веснушчатая свояченица вдовствующего протоиерея Агриппина Саввична, рассеянно внимая тирадам нимало не удивлённого провинциального пропагандиста, вдругорядь потчевала коллежского асессора, околоточного надзирателя и индифферентного ловеласа Фаддея Аполлинарьевича Парашютова винегретом со снетками и фаршированным анчоусами бланманже в шоколаде.

Веснушчатый ветреный Ванечка, шофер-дилетант по профессии, любитель потанцевать и покуролесить, боясь аппендицита и катара, решил сделаться вегетарианцем. Однажды, надев свой коломянковый костюм и искусно причесав клочок волос на темечке, он отправился в гости к своей свояченице Апполинарии Никитичне. Пройдя террасу с балюстрадой, всю заставленную глиняными и алюминиевыми горшочками, он как привилегированный гость, отправился прямо на кухоньку. Хозяйка, видя, что это ни кто иной, как ее приятель, зааплодировала так, что уронила конфорку самовара, а затем стала потчевать его винегретом с копчушками, а на десерт подала монпансье с прочими яствами.

1. На солнечной дощатой террасе близ конопляника веснушчатая Агриппина Саввишна потчевала коллежского ассесора Аполлона Сигизмундовича винегретом и другими яствами.

2. На дощатой террасе близ асимметричного куста конопляника небезызвестная вдова подьячего Агриппина Саввична исподтишка потчевала коллежского асессора Аполлона Филипповича винегретом с моллюсками и разными другими яствами под аккомпанемент аккордеона и виолончели.

3. С камушка на камушек порхал воробышек, а на террасе, искусно задрапированной гобеленами с дефензивой кронштадтского инфантерийского батальона, под искусственным абажуром, закамуфлированным под марокканский минарет, веснушчатая свояченица вдовствующего протоиерея Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора, околоточного надзирателя и индифферентного ловеласа Фаддея Аполлинарьевича винегретом со снетками.

4. На дощатой веранде близ конопляника под аккомпанемент виолончели веснушчатая Агриппина Саввишна исподтишка потчевала винегретом и варениками коллежского асессора Аполлона Фаддеича.

5. На колоссальной дощатой террасе близ конопляника с жимолостью под искусный какофонический аккомпанемент виолончели и беспричинный плач росомахи небезызвестная вдова подьячего веснушчатая Агриппина Саввишна Филиппова потчевала исподтишка можжевеловым вареньем, калифорнийским винегретом с моллюсками и прочими яствами безъязыкого коллежского асессора Фаддея Аполлоновича, сидевшего на веранде, расстегнув иссиня-черный сюртук, растопырив пальцы левой руки и засунув безымянный палец правой подмышку.

6. На колоссальной дощатой террасе, сидя на оттоманке, веснушчатая Агриппина Саввична исподтишка потчевала винегретом, варениками и прочими яствами коллежского асессора Филиппа Аполлинарьевича.

7. На дощатой террасе близ конопляника индифферентная веснушчатая падчерица Агриппина Саввишна исподтишка потчевала винегретом с ветчиной, моллюсками и другими яствами под аккомпанемент виолончели коллежского асессора Аполлона Ипполитовича.

basanovich.livejournal.com